Возрастные особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников


Возрастные особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников Начальная школа При поступлении в школу ребенок имеет определенный уровень развития общения. В состав базовых предпосылок входят следующие компоненты:потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; приемлемое (т. е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению;умение слушать собеседника. Младшие школьники по стилю общения делятся на три типаЭгоцентрический типНедостаточно высокий уровень положительного отношения к себе при высокой степени эгоцентризма и эгоизма Дружелюбный типВыраженная позитивная Я-концепция и наличие дружеского и позитивного отношения к своим одноклассникам, товарищам. Неуверенный тип Недоверчивое, а также настороженное отношении к окружающим в сочетании с их низким статусом в школьном коллективе. К концу начальной школы коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (или партнера по деятельности), приобретают более глубокий характер:дети становятся способными понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Таким образом, они приближаются к пониманию относительности оценок или выборов, совершаемых людьми. Вместе с преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом. Главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в рамках действующей системы образования и обучения в начальной школе можно считать:способность (как действие) договариваться, находить общее решение практической задачи;- готовность и способность высказывать и аргументировать свое предложение;- способность убеждать, уступать;- сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов;- выяснять недостающую информацию с помощью вопросов;- готовность брать на себя инициативу в организации совместного действия;- осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания 10-13-лет процесс децентрации6-7 лет8-9 летпреодоление эгоцентризма социальное взаимодействие13-16летсвое Я Основная школа В основной школе происходит формирование базовых умений и качеств умение слушать и слышать; учёт особенностей собеседника;открытость и способность к самораскрытию; умение договариваться и сотрудничать Требования к коммуникативным УУД в средней и старшей школеумение взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности; согласовывать действия и учитывать позицию другого; организовывать и планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем; следовать нравственно-этическим нормам общение и сотрудничества; владеть различными речевыми действиями и использовать их для регуляции собственной деятельности (планирование, контроль, оценка). Старшая школа Условия развитияПостепенное увеличение доли самостоятельности учащегося в планировании, организации и осуществлении деятельности.Организация исследовательской и проектной деятельности через совместную деятельность учащихся, работу в группах, совместную деятельность ученика и учителя. Обучение различным формам общения (диалогическое общение, дискуссии). Совместное планирование деятельности учителем и учащимися.Проектные формы работы, направленные на решение конкретных проблем. Индивидуальные проектыПостепенное увеличение доли самостоятельности учащегося в планировании, организации и осуществлении деятельности. Организация исследовательской и проектной деятельности через совместную деятельность учащихся, работу в группах, совместную деятельность ученика и учителя. Обучение различным формам общения (диалогическое общение, дискуссии). Совместное планирование деятельности учителем и учащимися.Проектные формы работы, направленные на решение конкретных проблем.Индивидуальные проекты. Основные новообразования старшего школьного возрастаРазвитие самосознания.Формирование самооценки.Формирование внутренней психологической среды.Переживания, связанные с отношением к собственной личности (как правило отрицательные).Подростки находят у себя все новые недостатки.Важно давать положительную обратную связь.Самооценка крайне неустойчива.Появляется чувство «взрослости». Надо уважать это чувство и перестраивать свои отношения с детьми.Формируются нравственные понятия, суждения. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!