Презентация на тему Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС


Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперёд». Евгений Доманский. Ребенок должен чувствовать себя:ЛЮБИМЫМНУЖНЫМУСПЕШНЫМ


4 вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений. – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни. – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному. – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым. – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых. – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста. – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт. Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС Цель мастер – класса:повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся Задачи: Познакомить коллег с понятием “рефлексия”; Дать представление о классификации рефлексии;Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса … Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребёнок может быть активен, если каждое его действие является осознанным и понятным.  Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно. Что такое рефлексия?Обращение назадРазмышление о внутреннем состоянииСамопознаниеСамоанализ«Взгляд внутрь себя» Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называется личностной.Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни ребенка связано, прежде всего, с рефлексией Рефлексия отражает человеческую сущность:1.физическую (успел - не успел);2.сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);3.интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затрудненияиспытывал);4.духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других). Рефлексия - это фаза урока, во время которой обучающиеся вновь обращаются к только что пройденному на уроке материалу, к смыслу узнанного, подвергают его проверке, сопоставляют то, что знали и узнали и т.п. Виды рефлексии Рефлексия настроения и эмоционального состояния При изучении темы «Действия с десятичными дробями» в 5 классе в начале урока я использовала приём рефлексии настроения и эмоционального состоянии «Смайлики» (обучающиеся выбирают смайлики, которые соответствуют их настроению ). В конце урока я использовала прием рефлексии содержания учебного материала «Чемодан, мясорубка, корзина». Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.Мясорубка – информацию переработаю.Корзина – всё выброшу. Большая часть учеников выбрали чемодан, остальные мясорубку. Когда я попросила поднять руку тех, кто выбросит информацию, полученную на уроке в корзину, все оглянулись по сторонам, таких ребят не оказалось. “Светофор”Надо повторить ещё разСовсем не понятноВсё легко и просто На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и зеленого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; зеленого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. Рефлексия содержания учебного материалаСегодня на уроке я научился…Своей работой на уроке я …Урок заставил меня задуматься о …А особенно мне удалось …Я понял, что …Мне было интересно, потому что …Для меня стало открытием, что …Мне показалось важным … Прием «Продолжи фразу». На уроке в 6 классе, изучая тему «Прямая и обратная пропорциональная зависимости» ученикам было предложено в анкетном листе продолжить следующие фразы:- Сегодня мне было (интересно/ не интересно, написать свой вариант ответа)- Мы сегодня разбирались…- Я сегодня понял…- Мне было трудно…- Завтра я хочу на уроке…Варианты ответов, полученные после апробации приема:- Сегодня мне было (интересно; сложно; все понятно; было кое-что не понятно…)- Мы сегодня разбирались… (с новыми определениями; с двумя понятиями прямая и обратная зависимости; как решить задачу, пользуясь пропорцией… )- Я сегодня понял… (что решать задачи не трудно, что такое пропорциональная зависимость, что я все понял….)- Мне было трудно…(писать много в тетради; считать; составлять пропорции; мне все было легко…)- Завтра я хочу на уроке…(чтобы было также интересно и понятно; хочу решать задачи; хочу работать в паре, как сегодня…). «Плюс. Минус. Интересно»ПлюсМинусИнтересно ПлюсминусинтересноУрок был интересным;Время прошло не заметно;Я понял, как переводить квадратные единицы измерения;Я узнал новые факты;Мне было сложно понять про ар и га;Я узнал, что такое соткаЯ узнал, что есть миля сухопутная и морская (ответы детей очень похожи)Прием «плюс-минус, интересно». На уроке в 5 классе, изучая тему «Единицы измерения площади» ученикам было предложено в конце урока заполнить таблицу: В графу «плюс» было предложено записать все то, что понравилось на уроке. В графу «минус» - то, что не понравилось, было скучным, в графу «интересно» - любопытные факты урока. Варианты детей предложены в таблице. Прием «Диаманта». Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению 1, 7 строчки – существительные антонимы. На уроке геометрии, изучая тему «Параллельные прямые», подводя итоги урока, мы с ребятами попробовали составить Диаманту. Противоположные значения, которые мы выбрали – параллельные прямые и пересекающиеся прямые.ПрямыеПараллельные, бесконечныеНе пересекающиеся, путешествующие, нарисованныеДорога, даль, рельсыПересекающиеся, перпендикулярные, совпадающиеПересекающиеся, бесконечныеПрямые(Строго не судите, нам было очень сложно) Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:1 строка – тема или предмет (одно существительное);2 строка – описание предмета (два прилагательных);3 строка – описание действия (три глагола);4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).С и н к в е й н «Мудрые совы» Маркировка.«+» знаю«-» не знаю«!» узнал новое«?» удивило «Таблица»-фиксация знания или не знания о каком либо понятииЗнаю УзналХочу узнать Рефлексия деятельности Лесенка успеха «Дерево успеха»3-4 ошибкиНет ошибок1 ошибка «Поезд» 1. На уроке я работал2. Своей работой на уроке я3. Урок для меня показался4. За урок я5. Мое настроение6. Материал урока мне был7.Домашнее задание мне кажетсяактивно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересным / неинтереснымАнкетирование Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими дети быть должны.Желаю вам, чтоб дети  в вашем классеСветились от улыбок и любви,Здоровья вам и творческих успеховВ век инноваций, новизны!  Спасибо за внимание