Презентация Использование поисково-исследовательского метода на уроках русского языка


Использование поисково-исследовательского метода на уроках русского языкаЧистова Татьяна Степановна , учитель русского языка и литературы, I категория.МКОУ Половино-Черемховская СОШ Вопросы, на которые необходимо знать ответ:-Какие формы организации исследовательской деятельности можно использовать на уроке? -Как подготовить старшеклассников к написанию исследовательских работ? -Как выбрать тему и провести исследования? -Как оформить работу и подготовиться к защите? Изучение метода исследования Отечественные авторы рассматривали и рассматривают проблему активизации исследовательской деятельности в обучении с разных точек зрения: с позиции психолого-педагогических аспектов (В.В. Давыдов, А.И. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); с позиции активизации учения (М.А. Данилов, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый и др.); с точки зрения общих проблем педагогической деятельности (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский и др.); с позиции отдельных аспектов методики русского языка (Т.В. Напольнова разработала систему заданий поискового характера в целях активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке; Л.А. Тростенцова разработала содержание лабораторных работ, активизирующих самостоятельную деятельность учащихся; И.В. Галлингер разработала систему работы со справочной лингвистической литературой).  Познавательная деятельность и её наивысший уровень - исследовательская деятельность - имеет особый статус. Психологи и педагоги отмечают, что для школьников наиболее значима такая деятельность, которая по содержанию, логической структуре и приёмам организации соответствует их стремлению к интеллектуальной самостоятельности и носит творческий характер. Именно поэтому проблема активизации исследовательской деятельности становится всё более актуальной как в теории, так и в практике школьного образования на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой. Что такое учебное исследование?Учебное исследование отличается от научного некоторыми существенными особенностями. То, что учащиеся открывают в процессе исследования, для науки не является новым и уже было давно открыто. Но эти знания являются новыми для учеников, они часто чувствуют себя «первооткрывателями». В основе понятия - исследовательская деятельность лежит слово «исследовать», т. е. рассмотреть, изучить в целях познания какой-то вопрос. При исследовательской деятельности на уроке важно, чтобы ученик не получил в уже готовом виде нужную ему информацию от учителя, а сам пришёл к знаниям.Исследовательская деятельность школьников может быть организована на уроках, на курсах по выбору, во внеурочной деятельности. В средних классах в деятельность учащихся могут быть включены лишь отдельные элементы исследований. Это является подготовкой для применения в старших классах исследовательского метода в более сложной форме. Но и в старших классах исследование может применяться лишь для изучения отдельных тем и вопросов. Что брать для исследования?Большинство исследовательских заданий должно представлять собой небольшие поисковые задачи, требующие, однако, прохождения всех или большей части этапов исследования. Формы заданий при исследовательском методе могут быть различны. Это могут быть задания, поддающиеся быстрому решению в классе и дома, задания, требующие целого урока, домашнее задание на определённый срок (неделя, месяц).Поисково-исследовательская деятельность на уроке направлена на понимание текстов, предложенных учителем или учебником, определения авторской позиции, стиля. Подбираем тексты, где представлена совокупность языковых средств – лексических, фонетических, грамматических, стилистических. В самостоятельном поиске формируется познавательный интерес, вырабатываются приёмы творческой деятельности. Задание №1Жди меня, и я вернусь.Только очень жди, Жди, когда навод...т грустьЖёлтые дожди,Жди, когда сн...га м...тут,Жди, когда жара,Жди, когда других (не) ждут,Позабыв вчера. (К. Симонов)1). Как назвать эти стихи?2). Почему в первом предложении автор не употребил подлежащее (местоимение ты) и на первое место вынес сказуемое?3). Как вы понимаете словосочетание «жёлтые дожди»? Почему в этом стихотворении использовано именно оно, а не «листопад»?4). Какие слова повторяются в этом тексте? Почему?5). Почему в сложном предложении одна часть (главная) включает сказуемое в единственном числе, а вторая (придаточная) – во множественном числе?(здесь дети должны почувствовать противопоставление одна – все, т.е. ожидание вопреки...) Задание №2Стучит по крыш... монотонно,Бе...звучно льётся по ст...клу,Бурлит в канав... из бе...тона, Бормоч...т в кадке на углу,В полночной мгле св..стит над полем,Шуршит по листьям мокрых рощ!..Когда б я был собой доволен, То как бы спал под этот дождь! (К. Ваншенкин)О ком или о чём говорится в первом предложении? Почему нет подлежащего при шести сказуемых? Как эти сказуемые называются? На что автор обращает внимание читателя?Как произносится слово «дождь»? Докажите. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.Определите первое предложение по цели высказывания и по интонации. Почему оно заканчивается многоточием? Задание №3Остановись на миг!Зачем, когда придёт пора,Мы гоним детство со двора?Зачем стараемся скорейПерешагнуть ступени дней?Спешим расти, и годы всеМы пробегаем, как во сне.Остановись на миг! Смотри,Забыли мы поднять с землиМечты об алых парусах, О сказках, ждущих нас впотьмах.Я по ступенькам, как по дням, сбегу к потерянным годам.Я детство на руки возьмуИ жизнь свою верну ему!Сколько лет автору? Сформулируйте 4 вопроса по данному тексту. Исследование в качестве домашнего заданияПридумайте вопросы по содержанию и оформлению стихотворения.Отражают ли стихи сегодняшнюю ситуацию?Следует ли разрушать монументы? Почему? Текст: стихотворение «Монумент» А.ТвардовскогоДробиться рваный цоколь монумента, Взвывает сталь отбойных молотков.Крутой раствор особого цементаРассчитан был на тысячи веков.Пришло так быстро время пересчёта, И так нагляден нынешний урок:Чрезмерная о вечности забота –Она, по справедливости, не впрок.Но как сцепились намертво каменья,Разъять их силой – выдать семь потов.Чрезмерная забота о забвеньеНемалых тоже требует трудов.Всё, что на свете сделано руками,Рукам под силу обратить на слом.Но дело в том, что сам собою камень –Он не бывает ни добром, ни злом.Дробиться рваный цоколь монумента, Взвывает сталь отбойных молотков.Крутой раствор особого цементаРассчитан был на тысячи веков. Исследование текста на урокеПочему стихотворение называется «Монумент», а не «Памятник»? Проверьте по Толковому словарю и Словарю синонимов.Почему в первых двух строчках использован обратный порядок слов – главных членов предложения, а в последних двух – прямой?Укажите ещё примеры обратного порядка членов предложения. Какова роль инверсии? Проверьте по Словарю литературоведческих терминов (в кабинете).Какую смысловую нагрузку выполняют местоимения (забота –она, камень –он)?Почему использована форма каменья, а не камни?Как вы понимаете семь потов? Почему семь, а не восемь, например? Какую текстовую роль выполняют в этом стихотворении антонимы?Почему автор в конце повторил первую строфу?Какие звуки преобладают в стихотворении? Какое создают настроение?Какие цветовые ощущения вызывает это стихотворение? Задание на дом:Напишите сочинение «Памятник воинскому братству» (Солдатам и офицерам Роменского пехотного полка . 1905г. д. Черемшанка. По материалам краеведческого поиска)Напишите сочинения по материалам газетных публикаций к. и. н. Е.С. Селезнёва «О памятниках и о нас» – БН,25.08.04 «Незапланированная экскурсия» -БН, 2014-15 Этапы исследовательской работы1. Определение объекта исследования (основополагающий вопрос). 2. Постановка проблемы и определение предмета (темы) исследования (проблемный вопрос учебной темы). 3. Определение цели и задач исследования, выдвижение гипотезы. 4. Изучение теории - литературный обзор, связанный с выбранной темой, сбор собственного материала. 5. Анализ теоретических положений и практических данных, собственные выводы. 6. Оформление результатов исследования. 7. Представление, защита полученных результатов по исследуемому материалу. Тема: Говор жителей села Половино-Черемхово как старожильческий диалект Приангарья и Присаянья (исследовательская работа) Содержание:1. Введение «Нам не простят потомки, если мы не успеем записать памятники народной культуры» …………………………………………..21.1Актуальность вопроса………………………………………………… .3 1.2 Обоснование проблемы………………………………………………………… 1.3 Гипотеза………………………………………………………………… 41.4. Методы исследования……………………………………………… 41.5. Цель работы…………………………………………………………… 42. Содержание исследования. Исследование сибирского диалекта на примерах произведений В.Г. Распутина, «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Афанасьевой-Медведевой и местной речи жителей Половино-Черемхово.2.1. Истоки сибирского говора…………………………………………………42.2. Сибирский диалект на страницах Валентина Григорьевича Распутина….82.3. «Словарь говоров русских старожилов байкальской Сибири» - энциклопедия жизни наших предков………………………………… 122.4. Исследование местной диалектной речи жителей Половино-Черемхово Тайшетского района…………………………… 193. Заключение……………………………………………………………………………….214. Список литературы………………………………………………………… 22 Структура исследовательской работыТема исследования должна представлять интерес для учащихся, по выбранной теме должно быть достаточно материала. После определения темы, обязательно составляется план исследования. Выдвигается гипотеза. Цель исследования - это конечный результат, которого хочет достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели можно представить различными способами. Например, выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать. Оформление работы может быть самым различным, но обязательно составляется вывод по всей работе, прилагается библиографический список. В исследовательской работе могут содержаться приложения – это материалы, имеющие дополнительное значение. Они размещаются после основного текста. Приложения могут содержать копии документов, статистический или справочный материал, иллюстрации, фотографии. Как обосновать выбор исследовательской работы?«1.1 Актуальность вопроса. У меня было несколько причин, чтобы заняться данной исследовательской работой. Во-первых, на уроках русского языка я уже проводила два исследования: по теме «Лексика русского языка» и по теме «Словари». Т.е. у меня есть наработки.Во-вторых, мы открыли Год Литературы чтением произведений В.Г. Распутина: меня просто потрясли повести «Прощание с Матёрой» и «Последний срок». Язык автора, язык его героев так похож на язык наших деревенских бабушек, моих соседей и, в то же время, так отличается от общепринятого литературного языка. При изучении темы «Словари» на уроках русского языка я обратила внимание, что в языке русского народа присутствует огромное количество говоров, местных наречий, диалектов. В библиотеке я нашла ''Словарь говоров русских старожилов байкальской Сибири'' Галины Витальевны Афанасьевой Медведевой. Это было моим вторым потрясением. Первый том мы читали вместе и по очереди с родителями и с бабушкой, как какую-то занимательную книжку. А в-третьих, история исчезающего диалекта тесно связана с историей исчезающих деревень Тайшетского района, которой наш поисково-краеведческий отряд занимается уже несколько лет по программе «Забытая деревня».Захотелось найти ответы на вопросы: почему в нашем селе только ограниченный круг людей разговаривает так, как герои Распутина? Какие слова старожильческого сибирского диалекта ещё встречаются в нашей округе? Поможет ли замечательный словарь Афанасьевой-Медведевой в изучении истории моего народа? Для меня эти проблемы актуальны, новы, интересны. Я думаю, интересны они и другим людям, не равнодушным к своей истории, к своему языку, к своей малой родине. Кроме того, я решила закрепить свои исследовательские навыки, научиться анализировать и обобщать лингвистические явления.» Вводная часть оформления исследовательской работы«1.2 Проблема исследования: в какой степени сохранена диалектная лексика старожильческого населения территорий Приангарья и Присаянья, к которым относится Тайшетский район и, в частности, село Половино-Черемхово ? 1.3 Гипотеза: сибирские диалекты и говоры не только сохранены, но и обогащают общерусскую лексику и язык произведений писателей -сибиряков, а диалектные словари помогают в изучении истории народа, русской лексики и лексикографии. 1.4 Методы исследования: языковой анализ литературного произведения, аннотирование словаря, выявление потенциальных информаторов, вербальное общение, подробная запись и анализ информации, анализ материалов поисково-краеведческой экспедиции, систематизация и обобщение материала. Для чего?1.5 Цель и задачи моей работы: проследить по произведениям писателя-земляка Валентина Григорьевича Распутина особенности диалектной лексики Приангарья и Присаянья; изучить зафиксированные языковые и фольклорно-этнографические явления «Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Г.В. Афанасьевой-Медведевой; провести собственное исследование информации, собранной в экспедиции в село Еловое и у информаторов села Половино-Черемхово; составить словарик диалектных слов села Половино-Черемхово; углубить знания о духовной, материальной и языковой культуре своего народа. Основа любого исследования – изучение уже имеющейся информацииПорядок работы над литературным обзором 1. Общее ознакомление с источником информации (беглое чтение или просмотр). 2. Выделение наиболее важных частей прочитанного.3. Составление тезисного плана прочитанного. 4. Выписывание из текста полных и содержательных цитат с точными ссылками на источник с указанием его выходных данных. 5. Сравнение данной информации с той, которая получена из других источников. 6. Критическая оценка прочитанного. Оформление результатов исследования:- Сообщение,- Презентация,- Доклад,- Статья,- Книжка,- Стенгазета,- Реферат, -Буклет,- Словарик. Выступление с результатами исследованияЗащита результатов исследования представляет собой очень важный этап и к нему необходимо тщательно подготовиться. Защита не должна сводиться к пересказу содержания работы. Особое внимание нужно обращать на речь докладчика. Обычно на всё выступление отводится от 7 до 15 минут. После выступления ученик должен быть готов ответить на вопросы «зрителей». ВыводВысокий уровень исследовательской культуры может быть достигнут в условиях индивидуального подхода, когда предупреждаются не только типичные, но и индивидуальные ошибки и недоработки, выявляются их причины. Получив навыки поисково-исследовательской работы, научившись самостоятельно осваивать неизведанное, ученики меняют отношение к предмету и к обучению вообще. Хочется думать, что поисково-исследовательский метод на уроках русского языка способствует реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности учащихся. Литература: