Презентация из опыта работы Гребенниковой С.А.


Компетентностные технологии в обучении. Гребенникова Светлана АлексеевнаПреподаватель истории и обществознанияМБОУ СОШ № 83 г. Северск Из опыта работы. коллективную систему обучения (КСО) технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ) исследовательские методы в обучении проектные методы обучения технологию «дебаты» технологию модульного и блочно-модульного обучения лекционно-семинарско-зачетную систему обучения технологию развития «критического мышления» технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) информационно-коммуникационные технологии здоровьесберегающие технологии систему инновационной оценки «портфолио» разноуровневое обучение проблемное обучение развивающее обучение технологию дистанционного обучения и др. коллективную систему обучения (КСО) разноуровневое обучение проблемное обучение развивающее обучение технологию дистанционного обучения и др. технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ) коллективную систему обучения (КСО) разноуровневое обучение проблемное обучение развивающее обучение Современные образовательные педагогические технологии – это технологии специального организованного процесса взаимоотношений учителя и учащихся, направленные на достижение запланированного результата Технология отвечает на вопрос – как учить?Как сделать урок эффективным? В технологии есть алгоритм:«Какова цель – такова и деятельность, какова деятельность – таков и результат». Знать – понимать – применять – анализировать – оценивать - сравнивать Технология включает в себя: Мотивация Целепологание Алгоритм действий Рефлексия Оценка собственных действий Коррекция Скажи мне – и я забуду;Покажи мне – и я запомню;Дай сделать – и я пойму. Китайская притча компетентностные технологии обучения: технология «Портфолио ученика» Портфолио ученика : это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика рефлексии его собственной деятельности комплект документов, самостоятельных работ ученикаПри изучении «Истории Сибири» учащиеся пишут творческий отчёт о посещении музея, составляют карту Сибири, описывают и анализируют исторические документы по истории Сибири. Принципы такой технологии можно сформулировать следующим образом: Самооценка результатов овладения определёнными видами познавательной деятельности. Структуризация материалов «портфолио», логичность и лаконичность всех письменных пояснений. Аккуратность и эстетичность оформления материалов «портфолио». Целостность, тематическая завершённость представленных материалов. Наглядность и обоснованность «портфолио ученика». Цели:систематизация знаний уч-ся о городе, создание целостной картины города;  установление связи между предыдущим знанием и новым; рефлексия уч-ся собственной работы, собственных достижений, портфолио по предмету  история и культура Санкт-Петербурга портфолио по предмету  история и культура Санкт-Петербурга Содержание:Самооценка: что я знаю, где я побывал, что я умею Постановка и обоснование задач: хочу узнать, хочу побывать, хочу научиться делать Результаты зачетов Контурные карты Динамика обученности Проект с самоанализом (как выполнял, чему научился, степень активности): «Путешествие в Петербург 18 века» Отзывы о посещениях музеев (обязательны: Кунсткамера, Меншиковский дворец, Военно-Морской музей), театров, выставок, концертов и т.д. Маршруты пешеходных экскурсий: «Елизаветинский Петербург», «Золотой век дворянства» (по выбору) Отзывы о фильмах: «Жизнь в стиле барокко», «Рай, созданный Растрелли», «Российская империя: Петр Первый»/автор Л.Парфенов, х/ф «Петр Первый», «Дворцовые тайны» (по выбору) Фоторепортажи Зарисовки, рисунки Стихи, эссе, Сочинения «Письмо из Петровского Петербурга», «Мой Петербург» Реферат Рецензия преподавателя Грамоты, благодарности, знаки отличия Самооценка портфолио Содержание портфолио: Критерии оценки: Оформление: аккуратность, наглядность, организация портфолио Полнота отражения изучаемого материала: Знание содержания и способность применить его на практике Творчество Наличие самооценки ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ Это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Проектные и исследовательские методы обучения . Трофимова А.Открытая гуманитарная конференция школьников "Сибирью связанные судьбы".6а III место2006-2007гг. Тайдонова Д .IIОткрытая гуманитарная конференция 2007-2008гг. История колокола. Давлетшина Р. .IIОткрытая гуманитарная конференция 2007-2008гг. «Образы исторических личностей в живописи» Бардакова Л., Родыгина П. III открытая Гуманитарная научно-практическая конференция: культурное наследие России:проблемы интеграции 2008-2009гг. «Идеалы женской красоты в разные исторические эпохи” III место Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. В России метод проектов был известен ещё в 1905г.После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской.В 1931г. Постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов XX века. Метод проектов Проект как метод обучения Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы носит практический характер и значим для самих открывателей. Особенности проектного метода Наличие проблемыДолжен иметь реально достижимую цельЦелью проекта всегда является решение исходной проблемыПредварительное планирование работыРесурсы. Реализация планаНаличие проектного продуктаПрезентация результата работы проектные методы обучения Образы исторических личностей в живописи -Александр Невский Для главного, Троицкого собора Александро-невской лавры, исторический живописец Григорий Иванович Угрюмов в 1793 году написал историческую картину с длинным названием «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями». Проектные и исследовательские методы Портретов Александра Невского не было, так что передать внешнее сходство художник не мог. Но ведь он знал, что Александр Невский во время битвы у Вороньего камня был двадцатилетним богатырем, а на картине — хрупкий подросток с миловидным лицом. Секрет раскрывается просто: картина была написана к шестнадцатилетию великого князя Александра Павловича, любимого внука царицы Екатерины Великой, будущего царя Александра I. И его юношеские портреты подтверждают сходство героя картины со старшим внуком Екатерины. Проектные и исследовательские методы Случается, что историческая личность оказывает давление на современников и потомков и, скрыв истину, пытается обмануть историю. Так было с портретом Елизаветы Петровны. По многим отзывам, дочь Петра была на редкость красива Многочисленные портреты Елизаветы подтверждают это: стройная с женственными округлыми плечами, густая каштановая коса, темные брови, оттеняющие большие голубые глаза, живой лучащийся взгляд. высочайший указ об утверждении образца для всех живописцев – гравюры академического художника Ивана Соколова. И уж совсем не объяснимо, что императрица – и это, пожалуй, был первый случай в истории российских правителей – ввела настоящую цензуру на свои портреты.Бедный таможенник, Тимофеев Конон, Гравировал много, он любил портреты обожаемой императрицы Елизаветы. одна гравюра Тимофеева чудом сохранилась. Не смогла Елизавета обмануть историю… Урок по теме: "Восстание Спартака 74-71 гг. до н. э." 5 класс, VII вида. Цель урока: Формирование навыков систематизации и классификации информации в коррекционном классе. Задачи урока: Образовательная – сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстания рабов в древнем мире.Коррекционно-развивающая – отработка навыков работы с учебниками и картой; классификация информации в зависимости от собственного опыта и знаний ребенка. Составление плана ответа в виде кластера (формирование навыков систематизации и классификации информации).Воспитательная – сформировать представление об одном из самых прославленных героев древности из числа самых низших слоев общества. Презентационный лист урока по теме: "Восстание Спартака 74-71 гг. до н. э." Этапы урока Используемые формы Приемы и методы I. Вызов-10 минут Индивидуальная форма. Работа в парах. Сюжетно-ролевая игра. Видеофильм. Инсерт (пробуждение интереса к теме) II. Реализация 20-25 мин. Фронтально-индивидуальная форма Чтение с остановками. Составление кластера (форма графической организации материала), заменяет развернутый план будущего ответа, формирует навык систематизации, классификации информации III. Рефлексия 5-6 мин. Фронтально-индивидуальная форма Синквейн IV.Домашнее задание и оценивание 3 -4мин. Индивидуальная форма Применение кластера, составленного на уроке Форма обучения: применение элементов технологии развития критического мышления Ход урока:I стадия вызов : используется элемент театрализации Умирающий раб На стадии вызова учащиеся активно вспоминают(вызывают в памяти), что они знают по данной теме. При этом они анализируют собственные знания и, что очень важно, начинают думать о той теме, которую скоро начнут.Учитель: – Кого мы называем рабами– Почему в Риме появилось огромное количество рабов? (1.войны Рима, завоевания. 2.Пиратство 3. долговое рабство 4. рабы, родившиеся и выросшие в доме рабовладельца ценились выше, чем купленные.) Учитель: в 74году до н.э. в Италии началось восстание рабов под предводительством Спартака. Это было самое крупное восстание рабов в древности. Тема нашего урока: "Восстание Спартака 74-71 г.г. до н.э." В Капуе находилась гладиаторская школа Лентула Батиата. Чтение небольшого текста. Используется приём ИНСЕРТ. Видеосюжет.В/ф"Гладиатор"( 3минуты) Работа в парах: после того, как вы посмотрели отрывок из видеофильма, повернитесь к своему соседу и поделитесь своими соображениям: где использовались рабы?После обсужденя в парах учитель просит поделиться своими знаниями со всем классом. Использование приёма инсерт Найдите в тексте сведения, которые вы уже знали ( V ).Что совершенно новое открыли для себя (+).Наконец то, о чем хотелось бы узнать побольше (?). После того как все прочитали, необходимо вернуться и обсудить прочитанное: какие знания подтвердились? Какие представления не подтвердились? О чём хотелось бы узнать побольше? II. РЕАЛИЗАЦИЯ. Составление КЛАСТЕРА. чтения с остановками и рассказа учителя, составить КЛАСТЕР (форма составления конспекта, - заменяет развёрнутый план будущего ответа).Установим последовательность событий в виде схемы (КЛАСТЕР). Читаем § 51 стр. 23 Прочитатать текст. Выделить в тексте большие и малые смысловые единицы.. Но желательно, чтобы окончательные формулировки он высказал сам.Чтобы ученики оценили степень значимости выделенной мысли, можно использовать цветную бумагу (на ней написана главная мысль) и с помощью магнитов по ходу работы прикреплять к доске. Походы восставших Составление кластера Походы восставших 1. Заговор в гладиаторской школе. (Зелёный)2. Бегство восставших на г. Везувий. (Жёлтый)3. Разгром восставшими 3-тыс. отряда римлян у г. Везувий. (Фиолетовый)4. Поход Спартака на Север Италии. (Оранжевый)5. Поход к Сицилии. Рабы в ловушке. (Розовый)6. Разгром восставших. Поражение. (Синий) II. Правила составления синквейна.Синквейн (в переводе с франц.) – пятистишие.1). I строчка – указывает тему и пояснение к теме существительным.2). II строчка – описание темы с помощью прилагательных (какой? какая?) 3-5 слов.3). III строчка – описание действия глаголами 3-5 слов.4). Фраза из четырех слов – отношение автора к теме, его чувства.5). Вывод – 1-2 слова, выражающий главный смысл. III этап. Рефлексия учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают свои представления. Именно на этой фазе ученики действительно делают новые знания своими – усваивают. На уроке эта стадия была реализована с помощью составления СИНКВЕЙНА. СПАРТАК.1 РАБ-ФРАКИЕЦ.2 Отважный, смелый, храбрый.3. Возглавлял, организовывал, сражался, побеждал.4 Учусь, восхищаюсь, горжусь.5. Спартак- предводитель восстания рабов.