Презентация преподавателя к уроку русского языка для специальности 260807 Технология продукции общественного питания на тему: «СИНТАКСИС. СТРОЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ»


Департамент образования города МосквыГосударственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Колледж сферы услуг №10Преподаватель: Загрядская В.И.МОСКВА 2014Урок по дисциплине «Русский язык» для специальности 260807 Технология продукции общественного питания на тему: «Синтаксис. Строение словосочетания» Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.Конфуций.Эпиграф к уроку: Что объединяет эти слайды?Сравните:Сравните: Язык — это система Главная функция — общение По каким ступенькам языкознания мы с вами уже прошли в этом году? Раздел науки о языкеФонетикаГрафика и орфографияМорфемика и словообразованиеЛексика и фразеологияМорфологияСинтаксис и пунктуацияЧто изучает? звуки речиПравописание слов и их значимых частейсостав словасловарный состав языка слово как части речи словосочетания и предложения Какие разделы науки о языке помогут нам «оживить» слова, т. е. восстановить текст, похожий в таком виде на речь иностранца? я хотеть бы чтобы люди когда-то в далекий-предалёкий время быть людоед почему удивленно спросить отец тогда бы означать что люди постепенно добреть Оформив текст грамматически верно, мы можем говорить о его смысле. 1.Какую проблему поднимает автор в этом отрывке?2.Согласны ли вы с мнением героя произведения? Почему?3.Какие единицы языка выделены курсивом?- Я бы хотел, чтобы все люди когда-то в далекие-предалекие времена были людоедами.- Почему? - удивленно спросил отец. - Тогда бы означало, что люди постепенно добреют. Ведь сейчас неизвестно - люди постепенно добреют или нет. Как-то противно жить, если не знать, что люди постепенно добреют. Ф.Искандер, рассказ «Мальчик и война» Тема урока«Синтаксис. Строение словосочетания» Цели и задачи урокаЦели урока: Образовательные: -дальнейшее формирование понятия о синтаксисе как разделе языкознания. Задачи:-углублять знания о словосочетании, его строении и грамматическом значении;Развивающие:-совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся;-развитие умения работать в команде (социальная, интеллектуальная компетенции).Задачи:- развивать навыки самоорганизации и саморазвития; информационные умения и навыки.Воспитательные:- воспитание толерантного отношения к другим языкам и культурам;- формирование системы ценностных ориентаций.Задачи:- формировать ценностные предпочтения: гуманизм, толерантность, патриотизм, духовность. Работа с таблицей№1. Заполняется примерами в ходе СЛАЙД-ШОУ, начиная с первого, второго и третьего столбцов. 1.Сочетания слов (сочинительная связь) Еда и культура еда вкусна2.Словосочетания (подчинительная связь) Вкусная еда — еда (какая?) вкусная; подогреть (что?) еду Словарь профессиональной лексикиРесторанный критик — специалист в области кулинарии и ресторанного бизнеса, занимающийся профессиональным рецензированием заведений общественного питания. Прочитайте текст в учебнике «Основные единицы синтаксиса» на стр. 258-261, используя известный вам прием маркировки и заполните таблицу №2.Система маркировки текста:«V» – галочкой отмечается то, что известно;«–» – знаком «минус» помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;«+» – знаком «плюс» помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;«?» – вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно. Составьте кластер «Синтаксис. Строение словосочетания»Кластеры – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами или явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. КЛАСТЕР «СИНТАКСИС.СТРОЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ»Синтаксиссловосочетание предложениесочинение подчинениеглавное и зависимое словоглагольное именное наречноеграмматическое значениепредмет и его признак действие на предмет Закончим заполнение таблицы №1. Каково строение словосочетания и его грамматическое значение? 3.Строение словосочетания 1.Вкусная еда Прил.+сущ. (именное)2. Подогреть еду глаг.+сущ. (глагольное 3.Слишком сладко наречие + наречие (наречное)4.Грамматическое значение 1.Предмет и его признак2.Действие на предмет3.Признак и его признак Тест по теме Правильные ответы1. А,Б,Г2.А,В3.В,Г4.В,Д5.В6. писали сочинение (глагольное, гл.+сущ.), интересная тема (именное, прил.+сущ.), аккуратно записал (глагольное, нареч. +гл.), компот из ягод (именное, сущ. +сущ. с предл.)7. рыба и мясо (однородные члены предложения); повара готовят (подлежащее и сказуемое)8.представить друга - предоставить свободу; вдохнуть воздуха- вздохнуть легко; российский дипломат – дипломант конкурса. Домашнее заданиеПо вариантам:1.Составить словосочетания разных типов со словами из словаря профессиональной лексики.2. Проведите опрос в своей группе на тему: «Каким должен быть современный повар?»3. Создайте рекламу Вашего любимого блюда, описав его приготовление.4. 4.Проведите лингвистический анализ текста кулинарной прозы (П.Вайль, Русская кухня в изгнании) РефлексияЯ слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.Конфуций.1.Что мы запомнили? Что узнали нового? 2.О чём урок заставил вас задуматься?3. Что научились делать?4.Как вы оцениваете свою работу на уроке? С пожеланиями творческих успехов!СПАСИБО ЗА РАБОТУ!