Презентация по основам философии на тему Учение о познании


Деятельность 1. Сущность, природа и содержание познания Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. В узком смысле субъект познания – человек, а в широком – все общество. Объект познания – познаваемый предмет, либо весь окружающий мир. Гносеология (gnosis-знание+logos-учение) - теория познания; изучает взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познания, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Термин ввел И.Кант. Это исследование познания только с Канта определилось в качестве особой области философии, получив название «теория познания», и которое в XIX в., а также в начале XX в. порой заглушало почти все прочие направления философии. В последние десятилетия чаще используется принятое в англоязычных странах слово эпистемология.Эпистемология - это часть философии, которая изучает то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы основания и границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание. 2. Понятие истины Проблема истины - это проблема соответствия (адекватности) знаний человека внешнему миру.Истина есть совпадение человеческой мысли с окружающей действительностью.Истина - это адекватное отражение предметов и явлений действительности, познающееся субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют: вне и независимо от сознания человека. Заблуждение - это форма иллюзорного отражения окружающего мира в сознании человека (незнание, выдаваемое за знание).Ложь – несоответствие наших мыслей действительности.Знание – мысль, соответствующая объективной реальности, адекватно отображающая ее. Характеристики (измерения)истины Критерий истины – оценочные характеристики степени соответствия человеческих знаний действительности и «совпадения» содержания мысли с ее объектом.Основной критерии истины – практика. Другие критерии истины в познавательной деятельности: - выступают опытные данные, - логика мыслительной деятельности, - результаты научных экспериментов. Пути познания мира Основная форма(способ) познавательной деятельности является научное познание (наука).Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.Наука - это особая форма интеллектуального труда, система деятельности по производству достоверного (точного) знания. Чувственное (эмпирическое) познание – ступень познания, на которой человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха осязания, обоняния, вкуса). Рациональное, теоретическое, познание («абстрактное мышление») - теория познания, считающая источником научного знания о мире формы рассудка, придающие неопределенному опыту статус закона. Формы Чувственного познания:Ощущение – это первичный элемент чувственного познания, сообщает данные об отдельных свойствах предметов. Непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие – одна из форм чувственного познания, представляющая собой, складывающийся в нашем сознании устойчивый целостный образ предмета.Представление – такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить их мысленно даже в том случае, если они отсутствуют и не воздействуют на органы чувств. Формы Рационального познания:Понятие – форма мысли, которая выделяет общие и существенные свойства и признаки какого-нибудь класса предметов, их смысл и значение (например, понятие «человек» фиксирует то, что присуще всем представителям этого вида: мышление, речь, труд и т.д.).Суждение – это то, посредством чего отражаются зависимости и отношения между вещами и процессами, что-то утверждается или же отрицается.Умозаключение – это связь между двумя или несколькими суждениями.  Общелогические способы мышления:анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части; синтез – их объединение в единое органическое целое и результат синтеза - совершенно новое образование; абстрагирование - процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих); Общелогические способы мышления:обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связанный с абстрагированием; индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах);дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному. Метод (от греч. – путь исследования) – способ достижения определенной цели, совокупность правил, приемов, норм познания и действия. Основной функцией метода является организация и регуляция любой деятельности, а не только научной. Методы познания бывают ненаучные и научные, подразделяющиеся на эмпирические и теоретические. Ответы на этот вопрос даёт: Оптимизм — мир познаваем, границ познания нет, необходимо лишь время и средства.Агностицизм - течение, сторонники которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность получения человеком достоверных знаний о мире.Скептицизм — мы познаём реальный мир, но в силу несовершенства чувств постоянно вводим себя в заблуждение.  Интернет – ресурсы http://taina.aib.ru/biography/nikolaj-2.htm http://www.bg-znanie.ru/print.php?nid=8775