Презентация на тему Формы работы с учащимися начальных классов по формированию навыков здорового образа жизни.


ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. Делянова И.Г. - учитель начальных классов МАОУСШ п. Пола, Парфинского района, Новгородской области ВВЕДЕНИЕ Программа формирования здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ С УЧЁТОМ ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СУЩЕСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ: неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью. НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМ ПУТЁМ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЯВЛЯЕТСЯ направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. ПРИ ВЫБОРЕ ПУТИ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ в младшем школьном возрасте необходимо, учитывать психологические и психофизиологические характеристики возраста. Создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания. ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ: сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;сформировать представление о здоровом питании, его режиме, полезных продуктах;сформировать представление о режиме дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;дать представление о влиянии эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;обучить элементарным навыкам релаксации;сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;сформировать представление об основных компонентах здорового образа жизни;сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития. ПО СОВРЕМЕННЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ В ПОНЯТИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВХОДЯТ СЛЕДУЮЩИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ: двигательный режим; питание;закаливание;личная гигиена; отказ от вредныхпристрастий; положительные эмоции. РЕШЕНИЕ ЭТОЙ ЗАДАЧИ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПРИ ПРАВИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ОТДЫХА УЧАЩИХСЯ. ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО ПРИНИМАТЬ ВО ВНИМАНИЕ  ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ: продолжительность урока;продолжительность учебного дня и учебной недели;организация самого урока;расписание уроков;общественно полезный труд школьников;перемены; каникулы. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ. Место проведения Время проведения Форма организации. Школа Первая половина учебного дня Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры. Школа Вторая половина учебного дня Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр. Семья Вторая половина учебного дня. Выходные. Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность. Учреждения дополнительного образования. Вторая половина учебного дня. Выходные. Детские спортивные секции и школы. Оздоровительные лагеря. Каникулы. Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря. РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе.Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Методы Формы Методыформирования сознания. Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы; - Беседы и диспуты с классом или индивидуально; читательские конференции; - Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.; Методыорганизации деятельности и формированияопыта поведения. - Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков;- Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни;- Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях; - Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом; - Круглый стол – данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни. Методы стимулирования поведения и деятельности. - Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение; - Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения. Метод проектов. - Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); - Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Статистика говорит: если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения (4) , на 15 % - от наследственных факторов(3) , на 25 % от экологии(2) , на 50 % - от самого человека(1). Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам. Сформировать культуру здорового образа жизни – значит пробудить в человеке внутреннюю потребность в сохранении здоровья.Задача работы педагога – помочь учащимся выбрать индивидуальный способ здорового образа жизни.