Логопедическая работа по формированию предпосылок чтения у младших школьников с ОНР


Логопедическая работа по формированию предпосылок чтения у младших школьников с ОНР Мельниченко Светлана Михайловна Задачи Проанализировать подходы к решению проблемы формирования навыков чтения у младших школьников с ОНР;Подобрать методику диагностики;Выявить особенности формирования овладения навыком чтения;Провести логопедическую работу по формированию навыков чтения экспериментальной группы. Цель Выявление и определение оптимальных путей логопедической работы по формированию навыка чтения у данной категории детей Объект исследования Формирование предпосылок чтения у младших школьников с ОНР Предметисследования Логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи Гипотезаисследования Учитывая психолого-педагогические особенности речевую и мыслительную деятельность, у младших школьников с ОНР наблюдаются различные нарушения чтения, которые проявляются на уровне слов, словосочетаний, предложений и связного текста Этапы работы Отбор в подгруппы Проведение работы Сравнительная оценка Участники эксперимента Экспериментальная подгруппа Контрольная подгруппа 10 детей с ОНР неосложненного генезиса в возрасте 8-8,5 лет. 10 школьников без патологии речевого развития Предметы исследований Зрительно-пространственные функцийРечевые психические функцийФонематическое восприятие (слух и слуховая дифференциация)Языковой, слоговой, фонематический анализ, синтез и представлениеСловарный запасГрамматический строй речиСвязная речьНавыки чтения Рабочие подгруппы детей младшего школьного возраста 1. С ОНР с фонематической формой дислексии 2. С ОНР с аграмматической формой дислексии 3. С СНР с оптической формой дислексии Коррекционная работа с младшими школьниками С ОНР с фонематической формой дислексии Развитие фонематического восприятия артикуляция и звучание звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;звуки на фоне слогов;наличие, место в слове , место звука по отношению к другимвыделение звука на фоне предложения и текста Развитие языкового анализа и синтеза Задания, направленные на умение определять количество, последова-тельность и место слов в предложении Развитие слогового анализа и синтеза использование вспомогательных приемов громкая речьслухопроизносительные представления во внутреннем плане. Развитие фонематического анализа и синтеза Элементарные и сложные формы звукового анализа. Коррекционная работа с младшими школьниками С ОНР с аграмматической формой дислексии Формирование словообразования Обогащение словаря Формирование словоизменения Направления работы Коррекционная работа с младшими школьниками С ОНР с оптической формой дислексии Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса) Расширение объема и уточнения зрительной памяти. Направления работы Развитие зрительного анализа и синтеза Формирование пространственных представлений. Полученные результаты Исследование состояния зрительно–пространственных функций До После Исследование неречевых психических функций Зрительное восприятиеВниманиеСлуховая памятьЗрительная памятьНаглядно-образное мышление Логическое мышление До После Исследование фонематического восприятия Дифференциация фонем на основе слов квазиомонимовРазличение слов, близких по звучанию До После До После Исследование фонематического анализа, синтеза Исследование слогового, фонематического анализа, синтеза и представлений До После Исследование языкового, фонематического анализа, синтеза и представлений Определение последовательности слов в предложенииОпределение количества слов в предложенииОпределение положения слов в предложении по отношению к другим До После Исследование навыков чтения. Техника чтения текстаПонимание прочитанногоПересказ текста До После Исследование словарного запаса. До После Спасибо за внимание!