Освоение системно-деятельностного подхода, ориентированного на формирование УУД


Выполнили: Потапова И.В.Фомина Е.Г.Вирясова М.В.Освоение системно-деятельностного подхода, ориентированного на формирование УУД
style.rotation
Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…А. Дистервег,немецкий педагог-демократ XIX в., последователь Песталоцци
style.rotation Какие качества необходимы современному выпускнику? Глубокие и прочные знания? Воспитанность? Интеллектуальные и творческие силы? Умение учиться?Способность к саморазвитию...
Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образованияОбеспечивает: формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника

style.rotation
Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действиеКак учить?обновлениесредствобученияРади чегоучить?ценности образованияЧему учить?обновлениесодержанияСистемно-деятельностный подходВектор смещения акцентов нового стандартаОсновной результат – развитие личности ребенкана основе универсальных учебных действий Ученые – основоположники теории системно-деятельностного подходаЛ.С. ВыготскийА.Н. ЛеонтьевД.Б. ЭльконинП.Я. ГальперинВ.В. Давыдов



ДеятельностьМотивацияПробное действиеЗатрудне-ниеРеализация проектаСамо-контрольСамо-оценкаСтруктура деятельности согласно методологической версии теории деятельности (Л.Г. Петерсон)
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подходаПринцип деятельностиПринцип непрерывностиПринцип целостностиПринцип минимаксаПринцип психологической комфортностиПринцип вариативностиПринцип творчества



Элементы сравненияТрадиционный урокУрок в режиме деятельностного подходаФормулирование темы урокаУчитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиесяПостановка целей и задачУчитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научитьсяФормулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнанияПланированиеУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь целиПланирование учащимися способов достижения намеченной целиПрактическая деятельность учащихсяПод руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)Особенности урока в рамках деятельностного подхода
Осуществление контроляУчитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работыУчащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону)Осуществление коррекцииУчитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекциюУчащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельноОценивание Учитель оценивает работу на урокеУчащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)Итог урокаУчитель выясняет у учащихся, что они запомнилиПроводится рефлексияДомашнее заданиеУчитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода ТехнологииТехнология, основанная на создании учебной ситуации Технология проектного обучения Технология, основанная на уровневой дифференциации обученияИнформационные и коммуникативные


Технология деятельностного методаЭтапы урокаОрганизующая роль учителя1Мотивация к учебной деятельностиСоздают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).2Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.3Выявление места и причины затрудненияОрганизует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.4Построение проекта выхода из затрудненияОрганизует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.
5Реализация построенного проектаОрганизует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.6Первичное закрепление с проговариванием во внешней речиОрганизует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах).7Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуОрганизует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. 8Включение в систему знаний и повторениеОрганизует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.9Рефлексия учебной деятельности.Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Формирование УУД или Как научить ребенка учиться?
Универсальные учебные действия (УУД)– способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
Функции универсальных учебных действий включают:обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учениясоздание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованиюобеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира

основные виды универсальных учебных действий - личностные– регулятивные – познавательные– знаково-символические– коммуникативные


Личностные УУд обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные уудцелеполаганиепланированиепрогнозированиеволевая саморегуляция коррекцияоценкаконтроль



Познавательные ууд– общеучебные универсальные учебные действия;– логические универсальные учебные действия.

Общеучебные уудсамостоятельное выделение и формулирование познавательной целипоиск и выделение необходимой информации структурирование знанийвыбор наиболее эффективных способов решения задачсмысловое чтение рефлексия способов и условий действия



Универсальные логические ууд- классификация- доказательство- подведение под понятие - вывод следствий- установление аналогий


Знаково-символические ууд- преобразование модели- моделирование

style.rotation Коммуникативные уудпланирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиразрешение конфликтов умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мыслиуправление поведением партнера


Технологическая карта1. способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. 2. новый вид методической продукции обеспечивающая учителю эффективное и качественное освоение нового учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам.
Универсальный инструментарий Стандарты Технологическая карта «Чему учить?» «Как учить?»
Назначение ТКреализовать;понять и в системе применить; сформировать ;определить;реализовывать;реализовать;индивидуализировать и дифференцировать;



Параметры Этап урока Время, мин Цель Содержание учебного материала Методы и приемы работы ФОУД Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формирование УУДЭтап урокСодержание учебного материала. Деятельность учителя. Деятельность обучающихсяФормирование УУД.Комментарий Структура ТК{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Тема Цель темы Основное содержание темы, термины и понятия {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Планируемый результат:Предметные умения, УУДЛичностные УУД:Познавательные УУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Организация пространстваМежпредметные связиФормы работыРесурсы   

{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Деятельность учителяДеятельность обучающихсяПознавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действияФормируемые способы деятельностиОсуществляемые действияФормируемые способы деятельностиОсуществляемые действияФормируемые способы деятельности1 – й этап урокаФормы технологической карты урока
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этап Деятельность учителяДеятельность учащихсяУУД1.Самоопределение к деятельностиВключение в деловой ритмПодготовка класса к работеЛичностные: самоопределенииеРегулятивные: целеполаганиеКоммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельностиВыявляет уровень знанийОпределяет типичные недостаткиВыполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыкиКоммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиПознавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков3.Постановка учебной задачиАктивизирует знания учащихся.Создает проблемную ситуациюСтавят цели, формулируют (уточняют) тему урокаРегулятивные: целеполагание.Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемыТехнологическая карта урока ОНЗ
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}4. Построение проекта выхода из затруднения Организует учащихся по исследованию ПССоставляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель,..)Регулятивные: планирование прогнозированиеПознавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации5. Первичное закреплениеУстанавливает осознанность восприятия.Первичное обобщениеРешают типовые задания с проговариванием алгоритма вслухРегулятивные: контроль, оценка, коррекция.Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуОрганизует деятельность по применению новых знанийСамостоятельная работа.Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталономРегулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоения, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоенияЛичностные: самоопределение7. Рефлексия деятельностиОрганизует рефлексиюОсуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствияКоммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.Познавательные: рефлексияЛичностные: смыслообразование
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя».Э. Хаббард.
Желаем вам успехов в проектировании уроков!