Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации образования


Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации образования Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действие Как учить?обновлениеметодики Чемуучить?Изменение содержания Зачем учить?Ценности образования Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенкана основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий NỘI DUNG 1 Формировать и развивать УУД – значит: Традиционный урок1.Проверка д/з учеников учителем2.Объявление темы учителем3.Объяснение темы учителем4.Закрепление знаний учениками Проблемно-диалогический урок1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками2.Актуализация учениками своих знаний3. Поиск решения проблемы учениками4.Выражение решения5. Применение знаний учениками Проблемно-диалогическая технология Цель - обучить самостоятельному решению проблемСредство - открытие знаний вместе с детьми Урок это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.В.А.Сухомлинский Так что же для нас современный урок ? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность. потребность Каким должен быть урок? он должен быть одушевленным личностью учителя Хоть выйди ты не в белый свет,А в поле за околицей, —Пока идешь за кем-то вслед,Дорога не запомнится.Зато, куда б ты ни попалИ по какой распутице,Дорога та, что сам искал,Вовек не позабудется. (Н.Рыленков) Типы уроков Урок открытия новых знаний и способов деятельности с ними.Урок- проект Урок-практикумЛабораторные работы Этапы урока 1 Этап актуализации имеющихся знаний и способов деятельности с ними Мотивация2 Уточнение неизвестного, постановка цели3 Открытие новых знаний-знакомство с материалом для исследования-планирование исследования, определение результата-осуществление исследования в группах, сообщение о результатахфиксация промежуточного результатасопоставление результатов исследования с теоретическим материалом в учебникефиксация новых знаний в удобной для запоминания и дальнейшего использования форме 4 Этап отработки способов действия с новыми теоретическими сведениямиотработка действий по образцу – первоначальное закреплениеотработка действий в преобразованных ситуациях, с измененными условиямитворческое применение способов действий с новыми теоретическими знаниями5 Этап контроля и оценки сформированности способов действия с новыми теоретическими сведениями6 Этап рефлексии Самоанализ урока Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками? Какие особенности класса были учтены при планировании урока? Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор задачи? Чем обосновывался выбор структуры и типа урока? Чем обосновывался выбор содержания, форм и методов обучения (по элементам урока)? Какие условия (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические и временные) были созданы на уроке? Были ли отклонения от плана урока? Почему? Какие именно? К чему они привели? Как можно оценивать результаты урока? Решены ли его задачи? Не будет ли перегрузки учащихся? Какие выводы на будущее можно сделать из результата урока? Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода 1. Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).2. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).3. Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все).4. Сколько учеников получили оценки (должны все).5. Время, в течение которого ученики двигались (не менее 5 минут).6. Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено).7. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено).8. Соответствует ли объем домашнего задания норме (да – нет). Критерии эффективности современного урока Обучение через открытиеСамоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.Развитие личностиСпособность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектомДемократичность , открытость Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.