МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕПодготовила:Крылова Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 ЦельСоздание рекомендаций для подготовки выпускников к экзамену по литературе в формате ЕГЭ Задачи:проанализировать существующую литературу по проблеме;составить словарик литературоведческих терминов;познакомиться с алгоритмами и памятками анализа эпического, драматического и лирического произведений;изучить подробнее рекомендации к созданию сочинений; предложить пути разрешения трудностей, возникающих у учащихся при подготовке к ЕГЭ. Результаты ЕГЭ разных лет показывают, что главное в учебной подготовке по предмету – хорошее знание текста произведений, именно оно во многом определяет успешность овладения курсом в целом Главной задачей учителя литературы является построение учебного процесса таким образом, чтобы учащиеся с интересом прочитали произведения отечественной классики, освоили специфические законы литературного творчества, были бы способны к анализу и творческой интерпретации произведений, умели бы выразить свои суждения в устной и письменной форме. Работу по подготовке к ЕГЭ по литературе следует проводить с учётом материалов сайта ФИПИ (www.fipi.ru): спецификации, кодификатора, демоверсии. Открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий, помещенный на сайте, позволит ученикам самостоятельно проработать значительное количество заданий. Необходимо постоянно работать с материалами, размещенными на сайтах:1)ФИПИ2)Портал информационной поддержки ОГЭ и ЕГЭ3) РОСОБРНАДЗОР Неоценимую помощь в подготовке к экзамену преподавателям могут оказать учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ.Детальное изучение аналитических отчетов о результатах экзамена и методические письма прошлых лет позволят обратить внимание на самые сложные вопросы и построить свою работу с учётом обозначенных проблем. В работе по подготовке к ЕГЭ следует использовать учебные издания, которые разработаны специалистами ФИПИ и рекомендованы ФИПИ для подготовки к ЕГЭ. Психологические: тревожность, растерянность, отсутствие четкости структурированности мышления и т.п.;Недостаток информационной базы;Большой объем материала;Отсутствие необходимой практики в написании сочинения на уроках литературы;Малое количество репетиционных экзаменов в формате ЕГЭТрудности Распределение материала Теория Работа с текстом. Анализ эпизода1. Установите границы эпизода (временные, пространственные, текстовые).2. Определить основной смысл эпизода, если надо, дать ему название.3. Решить, какие персонажи являются основными носителями смысла в эпизоде.4. Проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков.5. Увидеть, какие художественные средства использует автор для раскрытия основного смысла эпизода ( пейзаж, портрет, описание, авторские характеристики, диалоги и т.д.).6. Понять, какова логика раскрытия эпизода.7. Ощутить, какие речевые выразительные средства помогают создать эмоциональную атмосферу эпизода.8. Установить, какова роль эпизода в произведении, как он «сцеплен» с другими эпизодами, со всеми произведениями в целом (с идеей, проблемами, темой произведения). Автор, заглавие;Жанр стихотворения (сонет, элегия, исповедь, миниатюра, письмо);Основная тема (любовь, дружба, подвиг, одиночество, поэт и поэзия);Сюжет, композиция, проблема;Мотив создания: что послужило источником написания, вдохновения;Лирический герой;Место автора в произведении;Эмоции, чувства, возникающие при чтении стихотворения;Художественные средства (портретные зарисовки; речевые характеристики; пейзаж, его роль; сон; письма; диалоги; монологи);Языковые средства (фонетические, лексические, тропы, морфологические, синтаксические);Ваше мнение.Анализ стихотворения Написание литературного сочинения Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.Во вступлении может:содержаться ответ на заданный по теме вопрос;представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего («как вы понимаете смысл названия…»);содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста;сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы», «образ героя»…). Основная часть представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части следует избегать: пересказа литературного произведения; изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме. В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема. Заключение - подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста.Заключительная часть должна быть:Короткой, но емкой;Органически связана с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и быть подготовлено материалом основной части. Проблемы и их решения При изучении художественных произведений, включённых в кодификатор, выстраиваю работу таким образом:данные вопросы включаю в анализ произведения;включаю в практику изучения художественного произведения небольшие письменные работы разных видов, рассчитанные на 10-15 минут;предлагаю задания, делающие акцент на умение находить основания для сопоставления и элементы сходства и различия в сопоставляемом материале; в обязательном порядке провожу аналитический разбор письменных творческих работ учащихся;темами для промежуточных или итоговых письменных работ по литературе так же беру проблемные вопросы из КИМов Дополнительная литература: Большой объем материала читательский дневник{8A107856-5554-42FB-B03E-39F5DBC370BA}Имя писателяНазвание произведенияИмена и главные героиТемы, идеи, проблемыИван Алексеевич Бунин« Деревня »Тихон и Кузьма Красовы; Молодая; Дениска; Серый Проблема «русской души» и «национального характера». Автор показывает на примере судеб двух братьев трагическую предрешенность судьбы русского народа, которая сочетает в себе талантливость, наивность и милосердие с непрактичностью, неумением приложить свои силы к делу и жестокостью. ЕГЭ100 Баллов!!Спасибо за внимание!