Презентация 16 причин плохой успеваемости ребенка


"16 ПРИЧИН ПЛОХОЙ УСПЕВАЕМОСТИ РЕБЁНКА"Презентацию подготовила Гридина Н.П. учитель ОБЖ МБОУ СОШ №3 с.Александров-Гай2015 год. «Увидеть и понять проблему –наполовину решить её,но если не видишь проблему, то она в тебе самом!» Древняя мудрость.     Когда ребёнок или подросток теряет интерес к учёбе, у него появляются двойки, он начинает прогуливать уроки, родители сплошь и рядом набрасываются на него с упрёками и оскорбле­ниями. Даже в наше просвещённое время есть немало неразумных людей, которые полагают, что если у человека что-то не ладится в его делах, то виноват в этом он сам и только он, то есть перево­дят проблему на поверхностный уровень выбора им конкретных действий, забывая, что возможности у всех разные. Но чаще обилие двоек в дневнике, нежелание учиться - следствие каких-то подспудных проблем. Почему это происходит? Почему дети не хотят учиться и как следствие – получает двойки? Давайте рассмотрим возможные причины возникновения проблем в снижении успеваемости: 1 Причина - неуспеваемости ребёнка в учёбе, вернее комплекс причин:врождённые свойства, полученные ребёнком от родителей по наследству, психофизические возможности, обус­ловленные слабостью нервной системы, особенностями темпе­рамента (медлительность, трудность переключения с одного вида деятельности на другой, рассеянность и т.д.), что делает затруд­нительным успешное и активное освоение школьного материа­ла. 2  Причина- успешной учёбе может помешать целый воз причин меди­цинского плана: соматическая ослабленность, нейродинамические, двигательные нарушения, психическая депривация (недостаточность), расстройства психоневрологической сферы и т.д..Правило: Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. 3 Причина - кислородная недостаточ­ность и малоподвижной образ жизни и как следствие плохая успеваемость, быстрая утомляемость, несобранность могут стать прямым следствием.Правило: Утренняя зарядка, лучше на свежем воздухе, гимнасти­ческие паузы-разминки во время приготовления уроков, а также бег, лыжи, велосипед, плавание, игры с мячом, в бадминтон, особенно в выходные дни. И лучше спортом заниматься вместе с ребенком, подавая пример – это необходимое условие поддержания нормальной работоспособности школьника, закалки воли. 4  Причина - В ребёнке сформировалось чувство страха перед школой. Причины могут быть разными: общий тревожный фон в восприятии ребёнком людей и действительности, чьи-то нелестные отзывы о школе, неумные угрозы родителей. Страх перед школой детям могут передать родите­ли, если у них самих в детстве были проблемы в школе.Правило: Учитывать индивидуальные особенности ребенка. Создавать  благоприятный климат в семье. Необходимо проявлять интерес к школьным делам ребёнка, к школе, классу, к каждому прожитому в школе дню. Поддержите в ребёнке его стремление быть школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение  к его достижениям и возможным трудностям помогут подтвердить значимость его  положения и деятельности. 5 Причина - особенности подросткового возраста «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках» (И.Гете)Правило:1.  Со всеми детьми происходит это – они все проходят через подростковый период, учатся общаться, ищут свое место в жизни, заводят друзей. Сядьте и подумайте обо всех своих взрослых знакомых и родственниках – они все когда-то были подростками2.  Не только вы испытываете проблемы со своим подростком – огромное количество родителей испытывают тоже самое!3.  У вас может появиться ощущение, что вы бессильны изменить своего ребенка. Но подумайте, что вы хотите изменить? Вы хотите изменить личность другого человека! Направьте свои силы на изменение прежде всего того, кто может измениться благодаря вашим силам – себя самого!4.  Не только у ребенка, но и у вас есть права. На внимание, свободу, уединение, уважение и понимание.5.  Вы не обязаны делать все строго по пунктам. Не бойтесь резко изменить то, что делали до сих пор и попробовать другие методы, тем более если старые не приносят результата. 6 Причина - Плохая успеваемость часто бывает следствием недостат­ка силы воли.Порой подросток даже ругает себя за лень, сла­бость характера, но толку от этого бывает немного (он только сни­жает свою самооценку), поскольку причина слабоволия лежит обычно глубже уровня «захотел и сел за уроки». Гнев, ругатель­ные ярлыки, угрозы способны только усугубить ситуацию и стать причиной «школьной фобии» или «школьного невроза». Мы, взрослые, то и дело бываем неспособны заставить себя делать то, что нужно. Давайте всё-таки будем подходить к нашим детям с той же степенью строгости, что и к самим себе.Правило: Научить ребёнка управлять собой, обуздывать лень, причём без внешнего давления, дамоклова меча и погонщика - одна из главных и самых сложных задач родителей. Решить её можно вместе с ребёнком, а не в борьбе с ним, и чем раньше, тем луч­ше втягивать в труд, каждый год увеличивая обязанности. Взрослость - это и есть умение управлять собой. 7 Причина: эмоциональный дефицит.  Вообще недостаточный контакт ребёнка и взрослых  препятствует активному усвоению основных норм и правил, по которым живут люди.     Много душевной энергии отнимает тяжёлая, напряжён­ная атмосфера в семье, частые конфликты, даже просто посто­янное несогласие родителей друг с другом. Правило: Ребёнку нужны эмоциональное тепло домашнего очага, ощущение безопасности, уверенности в стабильности своего бытия, в том, что его переживания воспримут с пониманием и сочувствием. Это - основа, на которой строится успешное обуче­ние. 8 Причина- ещё хуже влияет принципиальное различие взглядов отца и матери на учение ребёнка. Например, сын получил двойку, и папа устраивает выволочку, а мама становится горой на защиту своего мальчика. Или мама из-за двойки - в слёзы, а папа не­брежно бросает: «Ну и что, я даже школу не закончил, а живу не хуже людей». Почему при таком разнобое в позициях мамы и папы сын обязательно должен принимать более прогрессивную (на­правленную к получению знаний) линию поведения?Правило: (ограничения, требования, запреты,) должны быть согласованы взрослыми между собой. Также вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам не понятны, обращайтесь к учителям, администрации. 9 Причина- Интерес к учению может пропасть у ребят с достаточными для школьной программы способностями, если у них каким-то образом подорвана вера в себя (заниженная самооценка). Брошенный в сердцах мамой или учительницей эпитет типа «бестолковый», «тупой» или что-то в этом роде может застрять в памяти надолго и всплывать в самые ответственные моменты. А реплики «ты что-нибудь сооб­ражаешь?», «у тебя чем голова набита?», «когда ты поумнеешь?», «до чего же ты глуп!» и т.п., которыми нередко так легко бросают­ся и дорогие родители, и учителя, прицельно убивают веру ре­бёнка в себя. А как ещё он может себя оценивать, если в его способности не верят самые близкие и авторитетные люди? Да­лее - неожиданные для родителей прогулы уроков в школе.Правило: Человеку нужно, что бы его любили, понимали, признавали, уважали; что бы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех в делах, учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя. 10 Причина - не соблюдение баланса «похвала - осуждение». М. Литвак в книге «Если хочешь быть счастливым» сообщает о данных, полученных учёными в ходе практических экспериментов.Их результаты говорят о том, что для благопо­лучного существования человека нужно, чтобы раздражители, вы­зывающие положительные эмоции, составляли 35 процентов, вызывающие отрицательные эмоции - 5 процентов, а эмоциональ­но нейтральные - 60 процентов. В связи с этим помимо наказа­ний и поощрений автор книги называет ещё один весьма дей­ственный приём - игнорирование. Когда же не соблюдается соотношение положительных и отрицательных раздражителей, про­исходит психологическая катастрофа. 11 Причина: превышение разумного порога строгости родителей поотношению к отпрыску, нагнетание обстановки вокруг его учеб­ных дел, приготовления уроков меняет эффект воздействия на него с плюса на минус. Страх перед родительскими санкциями парализует мыслительную деятельность. Чрезмерно строгая, без разбору, родительская реакция на пло­хую отметку переключает внимание и эмоции отпрыска с огорче­ния по поводу положения своих учебных дел на другой вопрос, совсем не главный: что мне за это будет и как скрыть от родите­лей злосчастную двойку?Правило: Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. 12 Причина: хуже обычно учатся выходцы из семей, где не сложилсякульт знаний, поиска истины. Там, где папа всё свободное вре­мя проводит перед телевизором или во дворе за домино, а маму никогда не увидишь за книгой, где не читают даже газет, нет тра­диции, непременно получить образование, там и у ребёнка не формируется ощущение учения как чего-то важного, необходимого. Он начинает чувствовать себя «белой вороной» в семье: почему только его заставляют сидеть за книжками Трудно побудить ребёнка прилежно учиться, если родители не показывают пример трудолюбия.Правило: Будет очень хорошо, если родители в те часы, когда сын (дочь) должен(-на) делать уроки, тоже возьмутся за свою работу, займутся домашним хозяйством, пой­дут на рынок или в магазин, хотя бы сядут за книгу.  Будьте примером для ребенка – это самый и ненавязчивый прием воспитания.  13 Причина: родители не приучили ребёнка с малолетства преодо­левать трудности, мама слишком резво бросалась помогать своему чаду при малейших запинках. И вот оно в первые годы учится вполне успешно, а в средних классах, где задачки стано­вятся посложнее, предметов - больше, программа - обширнее, сразу пасует, у него пропадает интерес вообще к познанию. Правило:Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему. 14 Причина: не способствует хорошей успеваемости слабый контакт родителей и учителей. Обычно именно из-за этого не удаётся вовремя упредить срыв ребёнка в учении, пропуски уроков и целых учебных дней, отставание по программе, а значит, и помочь устранить пробелы в знаниях. Существует противоречие. Большинство родителей - частые гости в школе, пока их дети учатся в младших классах, когда они и так, как правило, с воодушевлением учатся, послушны. Родительско - учительский контакт заметно ослабевает в средних клас­сах, когда это воодушевление угасает, появляются трудности в овладении материалом, а стремление к независимости от роди­телей и учителей намного опережает ответственность за себя.Правило: регулярно поддерживайте контакт с учителями -это поможет вам выявить возникшие проблемы в начале и тем самым своевременно оказать помощь вашему ребенку. 15  Причина: причиной отказа посещать школу может стать преследование ребёнка одноклассниками. Не принять в ребячьей среде, подвергнуть осмеянию, враждебным выпадам могут за что угод­но. Но за внешними признаками, провоцирующими реакции не­приятия, обычно кроется подсознательная неуверенность в себе, низкая самооценка преследуемого. У робкого подростка, даже если он во всём старается быть «как все», при желании обяза­тельно найдут что-либо, к чему можно прицепиться. Преследова­ние кого-то из детей иногда начинается с негативного отношения к ребёнку учителя, если он больше заботится о своём авторитете среди учеников и об управляемости класса, чем о психологичес­ком самочувствии отдельных ребят.Правило: Родители должны ему помочь выстроить стратегию поведения с одноклассниками. 16 Причина: немалое значение имеет программа школьного обучения.  Для того, чтобы ребёнок, а потом подросток охотно ходил в школу, он должен ясно представлять, что она ему даёт, зачем ему нужны те знания, которые он получает. Чем чаще он будет осознавать «это мне в жизни пригодится», чем больше будет практи­ческого материала, дающего ответ юному гражданину, как жить в современном мире, тем больше вероятность, что он в школе останется до конца.Итак мы изучили возможные причины снижения интереса к учебе у детей. Но главное это знания и стремления к изменениям. Знания у вас уже есть, а стремление к изменениям – это зависит от вас. «Ошибки» у вас будут, но это – ошибки в кавычках, на самом деле они – шаги на пути к успеху.Известный педагог-новатор М. Щетинин говорил: «Мы ставим целью не столько обучить ученика, но поставить его в позицию активного созидателя себя и других... Ученику невозможно не дышать перспективой»  1. roditelskoe_sobranie.docx2.https://yandex.ru3. kartinki-online.ru4. www.mama-vartovsk.ru5. subscribe.ru6. www.krokha.ruИсточники информации