Презентация Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников


Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников"Подготовила: Сарманова О.В. старший воспитатель 1 квалификационной категории МАОУ «СОШ №10»корпус дошкольного образования № 3г.Гай Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания. Ф. Дзери Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, предмет, информацию, изображение и т.д. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их и назвали «мини-музеями». Что такое мини-музей?Мини-музей занимает в детском саду очень небольшое пространство.Он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. Важно то, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы и мамы, бабушки, дедушки, сестры и братья. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении, собирают коллекции, выполняют с детьми разные поделки. К тому же воспитатели советуются с ними и по выбору темы. А темы мини-музеев разнообразные. Важная особенность мини-музеев в ДОУ. Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции: дети усваивают опыт социальных взаимоотношений;учатся считаться с интересами других людей;приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам;учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих;развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром. Преимущества создания мини-музея в детском саду.Дети чувствуют свою причастность к мини-музею: Дети участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Цели и задачи мини – музея:1.Реализация направления «Музейная педагогика».2.Обогащение предметно – развивающей среды в ДОУ.3.Обогащение предметно – развивающего процесса новыми формами.4.Формирование у дошкольников представления о музее.5.Расширение кругозора дошкольников.6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.7.Формирование проектно - исследовательских умений и навыков.8.Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.9.Развитие творческого и логического мышления, воображения.10.Формирование активной жизненной позиции. Где расположить мини-музей?Народная мудрость гласит:«Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причину».Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, раздевалок.Каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещения. Экспонаты могут располагаться на полках, стеллажах, на полу.1.Групповое помещение.2.Приемная.3.Помещения для дополнительных занятий.4. Холлы, коридоры. Как использовать в работе с детьми и родителями? Музей должен работать:должна быть разработана программа деятельности музея;необходимо постоянно пополнять и обновлять экспонаты;периодически должны проводиться экскурсии не только для дошкольников данного учреждения, но и приглашаться гости из других детских учреждений;должна быть налажена преемственность с другими музеями города, а так же необходима хорошо отлаженная поисковая работа. Важное место в работе мини-музея отводится :обзорным и тематическим экскурсиям;познавательным беседам и мероприятиям;организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи:выявление творческих способностей детей;расширение представлений о содержании музейной культуры;развитие начальных навыков восприятия музейного языка;создание условий для творческого общения и сотрудничества. Игры для мини-музеев При создании и использовании мини-музеев нельзя забывать о том, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому в каждом мини-музее в уголке самостоятельной деятельности и в других разделах детям предоставляется возможность играть. Тема мини-музеев сама подскажет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми-драматизациями, дидактическими играми. Желательно подобрать такие упражнения и игры, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнять. Можно адаптировать к задачам мини-музея ряд известных игр, а также разработать собственные."Найди спрятавшийся предмет", "Восстанови интерьер", "Дорисуй картинку", "Одень героя" и т. д.  Этапы создания мини-музея:Определяется тема и название мини-музея.Разрабатывается его модель.Выбирается место для размещения. Образцы мини – музеев:1.Государственной символики.2.Куклы наших бабушек (народной куклы).3.Музей опавших листьев.4.Такая разная кора.5. Игрушки – забавы.6.Хочу все знать и измерять.7. В гостях у сказки.8.Мини – музей книги.9. Волшебная вода.10.Волшебный мир камня.11. Такой разный песок и другие.12. Буренушка13. Чудо-дерево14. Новочебоксарск-любимый город15. Наша Родина-Россия16. Олимпийские игры17. Мини-музей театрального костюма18. Лучший друг19. Книжкин друг20. Солнышко21.Упаковки новогодних подарков