Презентация на тему Индивидуализация обучения как средство повышения качества образования


РМО учителей физики   «Индивидуализация обучениякак средство повышения качества образования»    Подготовила: Ивлиева Н.Нучитель физики МБОУ «Липовская основная школа №34»    Щекино – 2015 г.







Задача педагогов – создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Подходы к индивидуальным формам обучения:пересмотр содержания стандартов образования на основе компетентностного подхода (А.Н. Тубельский);развитие личностно- ориентированного обучения (И.С. Яки­манская);построение образования как средства самореализации (А.М. Лобок);расширение способов индивидуального образования и ради­кальное изменение учебной деятельности школьников (Н.Б. Крылова). Последователь­ность действий (Б. Ливер) :Определить стиль учения каждого учащегося.Отметить место каждого ученика на карте стилей Определить, какие стили входят в усредненный стиль класса.Выяснить, кто не соответствует стилю большинства.Определить стиль преподавания учителя и отметить случаи конфликта со стилями обучения учащихся.Определить ориентацию учебных материалов (учебников, пособий, раздаточных материалов) и отметить случаи кон­фликта со стилями обучения учащихся.Оценить глубину конфликтов между учебными стилями уча­щихся, средним стилем класса, стилем преподавания учите­ля и ориентацией учебных материалов. Определить методы включения учащихся группы риска в учеб­ный процесс Методы изучения стиля деятельности Наблюдение за деятельностью педагога и учеников на урокахБеседа с испытуемыми в непринужденной обстановкеМетод независимых характеристикСравнение показателей педагогической деятельности учителей и студентовИзучение документов и других продуктов деятельности {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Учебный стиль ученикаРекомендуемая форма работы с ним«Левополушарный»Контроль результатов объяснения«Правополушарный»Свободное обсуждение, подведение итогов, слушаниеКонтекстнезависимыйВнеконтекстуальные тесты, вопросы с выбором ответа, слушание, задания на заполнение, зубрежка грамматики, листы из словарика, математические вычисления вне контекста, за­учивание через повторение, поток новых словСочинения на свободную тему, мозговые штур­мы, упражнения с использованием индукции, задания в словах/картинках, некоторые виды самостоятельной работыУсилителиКонтраст, грамматические упражнения, поиск различийУсреднителиСравнение, упражнение на беглость, выделение типовДедуктивныйОбъяснение, правилаИндуктивныйИсключения, задания с использованием неизвест­ного языкаАналитическийТесты множественного выбора, информация из учебника, концентрация на деталях, решение задачСинтетическийЧтение без словаря, аутентичная информация (например, газеты), концентрация на общем содержанииЛинейныйТочные последовательности действийНелинейныйНеструктурированная деятельностьИмпульсивныйЗадания на время, с фиксированным сроком выполненияРефлексивныйДолгосрочные проектыВизуальныйРабота с бумагой и ручкой, письменные тестыАудиальныйВзаимодействие, ролевые игры, тесты с «открытым» вопросами, устные тестыКинестетическое восприятиеШумные помещения, взаимодействие, ролевая играАбстрактное мышлениеЛекции, письменное упражнениеКонкретное мышлениеУчебные экскурсииМодель индивидуализации. Автор Б. Ливер Модель индивидуализации. Автор Д. Болз{22838BEF-8BB2-4498-84A7-C5851F593DF1}ЭлементыПримерыУсловия обученияПрактическое применениеОбразовательной средыЗвук, свет, температура, оформление кабинетаШум/тишина; яркий/тусклый свет; жарко/ холодно; парта/нефор­мальная обста­новкаИзменение декораций класса, вспомогатель­ных помещений; созда­ние зон разной осве­щенности; выбор инди­видуального темпера­турного режима; выбор индивидуального ком­фортного положения в пространстве; выбор индивидуальной зоны общенияЭмоциональныеПобуждения и мотивы к обучениюСоотношение «должен»/ «хочу», степень само­стоятельности, свобода дейст­вий/точные инструкцииПреподаватель - не надзиратель, а на­ставник и помощник, напоминающий тренера в спортивной команде; перенос ответственно­сти за результат обуче­ния с преподавателя на ученикаСоциологическиеСтепень потребности в партнереОдиночество; вместе с други­ми учениками; под прямым наблюдением преподавателя; комбинации условийПредоставление ребенку возможности работать в одиночестве, в группе, под руковод­ством преподавателя или в комбинации вари­антов, посредством изменения положения в пространстве кабине­та/школыФизические (перцептивные)Органы, с помощью которых осуществля­ется учение Виды памяти; желание перекусить; Продуктивное время занятий; Длительность непрерывной работы; Потребность в движенияхУчет в плане урока слуховых, визуальных, чувственных и кинесте­тических особенностей детей  Модель индивидуализации. Автор М. Акимова/ В.Козлова{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}ТипВнешние проявленияТехнология работыСлабые Быстро устают, медленно усваивают материалДавать время на подготовку к ответу в письменной форме, не спрашивать новый материал, поощрять не только оценкой Сильные Не склонны к алгоритмам, систематизацииКонтролировать последовательность, побуждать к планированию, самопроверке выполненногоИнертные Затруднения при разнообразии заданий, высоком темпеНе спрашивать в начале занятия, не требовать немедленного выполнения и изменения неудачных действий, формулировок при устных ответах, не отвлекатьПодвижныеВысокий темп, переключаемость, отход от стандартовПостоянное руководство и контроль, учить саморегуляции и самоорганизации деятельности, разнообразить содержание заданий, видов деятельности Модель индивидуализации. Автор Е.М. Лысенко{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Репрезен­тативная системаЧастоупотребляемыйпредикатЖелательное обращениеЖелательное задание ученикуВизуальная«Взгляните»,«видите»,«ярко»,«обозримо»,«светло»«Мы видим, что данная тема...»Составление таблиц, иллюстраций изучаемых понятийАудиальная«Громко»,«слух»,«хрустящий»«Данная тема созвучна...»Подготовка отчета в уст­ной форме, выступление с докладом, сообщениемКинестетическая«Ощущаю», «тепло», «уютный», «сухость»«Я чувствую, что данная тема...»Подготовка и проведение сюжетно-ролевых игрДискретная В равной мере аналоги всех типовНаучно-исследовательская работа Модель индивидуализации учения, основанная на соотношении значимости самоопределения и самореализации. Авторы: Е. Александрова / М. Алёшина.{D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}Соотношение значениясамоопреде­ленияи самореали­зации Ориентация в ходе самоанализа на ... (может изменяться с возрастом)Видимое проявление индивиду­ального стиля учения  ВзрослогоСверстникаСвое «я»Преобладает самоопреде­лениеОбращение за помощью к взросломуОбращение за помощью к сверстникуОбращение за помощью к самому себе, само­мотивацияХочу сделать свой выборПреобладает самореали­зацияЗначима похвала взрослогоЗначимопризнаниесверстниковСамоодобре­ние, самодостаточностьХочу уметь реализовать свои идеиРавновесие значимостиСкажи, как, что, и потом похвалиВсе делают это таким способом, значит, и меня одобрятЯ пойму и сделаю сам. Я молодецХочу выбрать путь и реали­зовать свою идею Целостная образовательная среда должна:мотивировать ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков;формировать у учащегося систему знании;формировать у учащегося систему предметных, межпред­метных и надпредметных (называемых чаще общеучебными) умений, навыков;развивать у него познавательную сферу и через развитие пси­хофизиологических свойств (внимание, память, и др.). Характеристики индивидуального стиля учебной деятельности ученика как факторы его учебного успеха{D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}РесурсучебногоуспехаПараметры ИСУД(индивидуального стиляучебной деятельности) ученикаЕдиница или система измерения каждого параметра«Знаю»обученностьОценка по предмету«Могу»вниманиеУровни проявления:0 - недопустимый1 - критический2 - достаточный  память   модальностьА (ауд.) ,В (виз.), К (кин.)  доминирование полушарийЛ (лев.), П (прав.), Р (равн.)«Умею»организационные навыкиУровни сформированности и проявления:0 - недопустимый1 - критический2 - достаточный  коммуникативные навыки  информационные навыки  интеллектуальные навыки«Хочу»уровень развития мотивационной сферыСоциально-духовныйСоциальныйПознавательныйБазовый, эмоциональный Условия эффективности индивидуализа­ции обучения.определить индивидуализацию обучения на уроках как одно из приоритетных направлений деятельности, создающего предпосылки качества образования, основываться при этом на пони­мании многообразия индивидуальных стилей учения школь­ников и моделей работы с ними;учитывать, что все модели предполагают создание условий для свободного множественного выбора ребенком комфорт­ной для него среды учения, способа и форм учения, видов заданий и т. д.;продолжить изучение способов организации индивидуального подхода к обучению и обмен опытов по названной теме на заседаниях школьных методических объединений учителей;рекомендовать использовать диагностические данные о дониминировании полушарий обучающихся в работе учителя;оптимально сочетать индивидуальное обучение с традицион­ными формами работы;критериями его результативности считать умение школьника самостоятельно определяться в учении, формировать инди­видуальный образовательный маршрут, самореализоваться с помощью определенных способов и приемов, осуществлять самоанализ в учебной деятельности и вносить коррективы в собственный стиль учения, достигая оптимума. Несколько простых советов:Старайтесь найти в ребенке то, за что его можно похва­лить, а не то, за что поругать.Знайте, что ребенку тогда интересно с вами, когда вам ин­тересно с ним.Давайте каждому ребенку возможность сделать свое ма­ленькое открытие.Если ребенку тяжело, то помогите найти такое задание, которое ему по силам.Не навязывайте ребенку своих форм работы, он должен выбрать их сам.Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе.Вместо отметок - главной причины школьных бед (они акцентируют в большей степени провалы в учебе, чем успех) можно пользоваться баллами, чтобы поставить «зачет - незачет».Помните, что ошибка одного может породить мысль другoгo. Не пугайтесь детских ошибок.Не бойтесь сделать вид, что вы что-то не понимаете, этомувсегда можно и нужно найти разумное обоснование.Не бойтесь признаться в том, что сами чего-то не знаете.Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он может додуматься сам.Вступайте в диалог с детьми только в том случае, если у вас есть разумные аргументы «за» или «против» высказыва­ний детей.Не требуйте от ребенка словесных формулировок и обоб­щений до того, как он выполнит предметное действие или какое-либо задание. Помните, что неудачи в жизни бывают двух типов - недостаток любви и заниженная самооценка. Чтобы их избе­жать, ребенок особенно остро нуждается в чувстве собственного достоинства, внимании и уважении со стороны окружающих.Просто любите детей и не бойтесь им показать это. Спасибо за внимание!