Презентация к педагогическому совету «Культура педагогического общения — как условие благоприятного психологического климата»


Педагогический совет:«Культура педагогического общения - как условие благоприятного психологического климата»3.02.2016 Цель проведения: совершенствование форм и способов взаимодействия педагогов, учащихся и родителей; обучение технике педагогического общения в работе с коллегами, учащимися и их родителями; осмысление педагогами собственной деятельности.Задачи:Проанализировать результаты микроисследований, проведенных к педсовету среди учащихся и учителей.Разработать систему мер для качественного повышения уровня воспитания и обучения в школе. План проведения педагогического совета:Введение. Цели и задачи. Стили педагогического общения (Атарова О.А.)Конфликты в педагогическом общении: стили поведения в конфликте. (Стокоз О.Н.)Формы работы с учащимися «группы – риска». Социальный паспорт школы. (Мазилкина Н.Н.)Пути предотвращения конфликтных ситуаций в классном коллективе учащихся подросткового возраста. (Илюшкина О.Ю.).Ұстаздың кәсіби іс - әрекетіндегі педагогикалық әдеп (Серикбекова Э.А.). Формы работы классного руководителя с учащимися по сохранению благоприятного микроклимата в классе ( Ботищева С.А.). Мектеп пен ата – ананың бала тәрбиесіндегі ынтымақтастығы (Батырханова А.Ж.)Формы работы классного руководителя с учащимися по сохранению благоприятного микроклимата в классе в условиях инклюзивного образование (Молявко В.П.)Конфликты в ученическом коллективе и способы их разрешения (Балкина Е.И.)Рассмотрение педагогических ситуацийРешение педагогического совета. Стили педагогического общения «Учитель по определению — человек, понимающий проблемы детей». А. Адлер  «Это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его ( в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также и другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися.” Леонтьев А. Педагогическое общение Педагогический такт — это: способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов. 10 наиболее распространённых нарушений в этике поведения учителя на уроке. 1. Обращение к ученику не по имени, а по фамилии.2. Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности.3. Приказной, административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций, без слова "пожалуйста".4. Невнимание к ответу ученика (прерывание речи ученика, беседа с другими во время ответа).5. Постановка ребёнка в неудобное, унизительное положение на уроке.6. Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой.7. Неумение выразить веру в ученика.8. Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле.9. Неумение признать взрослость школьника, его право на другое мнение.10. Неудачи ребёнка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности. 10 наиболее распространённых нарушений в этике поведения учителя на уроке. 1. Обращение к ученику не по имени, а по фамилии.2. Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности.3. Приказной , административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций, без слова "пожалуйста".4. Невнимание к ответу ученика (прерывание речи ученика, беседа с другими во время ответа).5. Постановка ребёнка в неудобное, унизительное положение на уроке.6. Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой.7. Неумение выразить веру в ученика.8. Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле.9. Неумение признать взрослость школьника, его право на другое мнение. 10. Неудачи ребёнка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности.  Стили педагогического общения (по Р. Липпиту и К. Уайту) АвторитарныйДемократический Либеральный (попустительский, конформный) Авторитарный  В отношениях с детьми преобладают :строгость;жесткие методы руководства;дети выступают в роли исполнителей, не участвуют в принятии решений;исключена возможность детского коллектива участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни; решение, в конечном счете, принимает педагог в соответствии со своими установками. Либеральный (попустительский, конформный) отсутствие авторитета педагога среди учащихся;формальное выполнение своих функциональных обязанностей;отсутствие объективного контроля за деятельностью школьников;основная тактика – невмешательство;занимаемая профессиональная позиция – «позади» Демократический Дети участвуют в обсуждении задач, стоящих перед ними; решения принимаются совместно; ведение диалогического общения на равных. Стили педагогического общения (по В.А. Кан-Калику) Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностиОбщение-дистанция Общение-устрашение Общение-заигрывание Результаты диагностики «Самооценка терпеливости педагога» Педагогические ситуации Ситуация 1 Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция учителя? Ситуация 2 Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» — Что должен на это ему ответить учитель? Ситуация 3 Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:«Вы выглядите очень усталым и утомленным». Как на это должен отреагировать учитель? Ситуация 4 Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тет­радь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю? Ситуация 5 Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учить­ся) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать учитель?  Решение педагогического совета Каждому педагогу совершенствовать навыки по формированию коммуникативной компетентности, находить конструктивный способ общения с учащимисяУсилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога по предотвращению возможных конфликтных ситуацийВключить в план проведение обучающих семенаров для педагогов (психолог)Продолжить работу по расширению взаимодействия с родителями через проведение родительских собраний, лекториев, привлечение родителей для проведения мероприятий (зам директора по ВР, социальный педагог, психолог)При анализе конфликтной ситуации рассмотреть все факторы, способствующие её возникновению, стремиться к поиску разрешения противоречия СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!