Презентация для педагогического совета школы на тему:Что такое УУД и для чего они нужны?.


Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны? ГЛОССАРИЙ ФГОС Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятель-ному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет! ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. ЧТО ЖЕ ДАЮТ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ? - обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; ЧТО ЖЕ ДАЮТ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ? - создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться обеспечивает готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; ЧТО ЖЕ ДАЮТ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ? обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. ЧТО ЖЕ ДАЮТ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ? Таким образом, универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. ЧТО ЖЕ ДАЮТ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ? Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками и всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу;4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию 3) познавательные, логические, познавательные и знаково- символические; 4) Коммуникативные действия ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ позволяют сделать учение осмысленнымобеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценкахпозволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ самоопределение жизненное личностное профессиональное действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания ориентации В социальных ролях В межличностных отношениях РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Обеспечивают последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивают базу будущего профессионального образования и самосовершенствования РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности Целеполагание, как постановка учебной задачи Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия Оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Элементы волевой саморегуляции как способности к волевому усилию ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Общеучебные знаково-символические, логические, действия постановки и решения проблем, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поискамоделирование и преобразование моделиВыбор наиболее эффективных способов решения задачУниверсальные Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)Синтез, как составление целого из частейСравнениеСериацияКлассификация объектовПостроение логической цепи рассуждений, доказательствРешение проблем творческого и поискового характера КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели и функций участников, способов взаимодействия)Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информацииРазрешение конфликтов - выявление альтернативных способов решения проблемы – умение договариватьсяУправление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёраУмение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслиВладение диалогической и монологической формами речи РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В РАМКАХ НОРМАТИВНО-ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕР РЕБЁНКА. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. «Чтобы улучшить результаты образования в части развития способностей и умений учащихся как субъектов познания, нет необходимости вводить в учебную программу какой-то новый предмет или как-то радикально изменять содержание существующих учебных программ. Должен быть изменён способ обучения». академик РАО Лазарев В. С. Как развивать универсальные учебные действия ? Когда мы хотим передать учащимся какой-то способ действий нужно:ввести учащихся в ситуацию, когда им нужно что-то сделать, но они не знают как;выработать вместе с ними критерии (способ) оценки результата;дать им возможность построить способ действия;обеспечить правильную оценку результата;проанализировать причины несоответствий требуемого и фактического результата (выявить недостатки реализованного способа);выработать вместе с ними “правильный” способ действия (привести их к нему);повторно решить задачу (выполнить действие) * ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ») Базовые образовательныетехнологии Между обучением и психическимразвитием человека всегдастоит его деятельность образовательная задачасостоит в организации условий, провоцирующих детское действие * Базовые образовательныетехнологии ПРОЕКТНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада:замысел--реализация--продукт * ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательныетехнологии ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)как новое дидактическое средство обучениеЭкранное чтение Образовательная деятельность на основе ИКТ:открытое (но контролируемое) пространствоинформационных источников, информационная поддержка учебногопроцесса * СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Базовые образовательныетехнологии «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по его освоению»В.Г. Белинский Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками». А. Н. Леонтьев * Образовательная среда:учебное и игровое пространства Назначение:для подвижных занятий и для спокойной работы,для общения и для уединения,для «пробы сил» и для демонстрации достижений,для поиска информации Учебноепространство:место учителя,свободно оформляемое местодля работы учащихся,«центральное» место для выступлений,«центральная» доска,рабочие доски,уголок книг и других информационныхисточников,аудио- и видеоцентр, центр «письма»стол с раздаточными материаламивыставки, стенды и т.п. КАК РАЗВИВАТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ? Последовательно (т. е. друг за другом) илиПараллельно (т. е. на каждом уроке развивать все важнейшие для данного возраста умения сразу) ? ЭКСПЕРИМЕНТ Развитием 1 УУД учитель занимается самостоятельно не говоря об этом ученикам Развитием 2 УУД учитель занимается договорившись с детьми, каждый день совместно обсуждая работу УУД осознаваемые учениками легко определялисьУУД развиваемые учителем самостоятельно в половине случаев замечены не были