Социальная компетентность как одно из условий самореализации участников образовательного процесса


Тема: Социальная компетентность как одно из условий самореализации участников образовательного процесса. Литвинова Татьяна Владимировна учитель черчения и ИЗО МБОУ «СОШ №1» Энгельсского муниципального района Саратовской области Проектная деятельность учащихся 6 класса по теме: "Спешите делать добро" Развитие социальной компетентности обучающихся можно представить на примере применения в образовательном процессе проектного обучения. Межпредметный проект – это проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Это предметы: технология и изобразительное искусство. Проектная технология выступает средством для формирования ключевых компетентностей обучающихся, в том числе, социальной компетентности Социальное проектирование - технология социального воспитания учащихся. Из всех видов социального проектирования мы выбрали деятельность, результатом которой является создание реального "продукта". Цель социального проектирования: привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества Основные задачи социального проектирования: повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации; формирование социально-личностных компетенций: навыки поведения в сообществе, развитие милосердия и сострадания; закрепление навыков командной работы. Третий год учащиеся нашей школы посещают Дом интернат для престарелых и инвалидов с творческим концертом и сувенирами, которые выполняют собственными руками. Успешное применение проектирования связано в первую очередь с удачным выбором объектов труда и грамотной формулировкой целей и задач предстоящей работы. Тематику учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих интересов склонностей, возможностей. Работа над проектом принесет удовольствие и удовлетворение, если ее результат будет важен и полезен окружающим. Так возникла идея социального проекта «Спешите делать добро» Выполняя проект, учащиеся 6 классов разработали и изготовили сувениры к «Пасхе» и вручили их старикам. Процесс изготовления сувениров превратился в творчество, так как каждый ученик старался сделать свое изделие самым красивым, оригинальным, неповторимым. На уроках изобразительного искусства учащиеся познакомились с историей возникновения на Руси традиции расписывать яйца к Пасхе. Символами Пасхи считаются крашеные цветные яйца, пасхальные куличи и паски (пасхи), пасхальные цыплята и кролики (зайчики). Крашенка Всем известное яичко, которое варится и окрашивается в разные цвета. Делается это к Пасхе и Проводам. Крашенки появились в церковных празднествах в средние века. Их освящали, после чего они считались святым подарком Крапанка Это еще один вид расписного яичка. Делалось оно так. Яйцо окрашивалось в какой-то цвет. А дальше зажигали восковую свечку, и капали на яичко воск. Он застывал, и яйцо окунали в другой цвет. Цветов могло быть сколько угодно. Малеванка Это более сложный вид. В этой технике используется тоже воск и специальные кистки. Или же просто кисточки, которыми разрисовывалось яичко. Женщина или дети (что тоже часто бывало) рисовали на яичке все, что захочется Дряпанка Это яичко, которое царапают, таким образом, по одноцветной краске нанося орнамент. Царапают обычно с помощью какого-то металлического острия Писанка Это самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки – это обереги. Основные цвета орнамента писанок – белый, желтый, красный и черный. Вот некоторые варианты работ с пасхальными яйцами на уроке технология Вот некоторые варианты работ с пасхальными яйцами на уроке ИЗО Кроме того на уроке технологии дети изготовили сувениры пасхальных куличей и пасхальных цыплят Все эти неповторимые изделия, выполненные детскими руками с любовью были вручены старикам в Доме-интернате для престарелых и инвалидов Одна из главных задач технологии проектирования – образовательная. Где самостоятельная познавательная деятельность, интеграция полученных в предметных курсах знаний и умений, обучение применению их в прикладных ситуациях, успешно реализуется и становится инструментом в формировании ключевых компетентностей учащихся в том числе и социальной компетентности.