Мастер класс Построение школьной системы оценки качества образования.


МКОУ СОШ №3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ НЕФТЕКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАСоздание основанной на информационно-коммуникативных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам Классный руководитель 10 класса, учитель первой категории Айдогдыева Х.К. ( С О К О ) СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества.В противном случае оно совершенно бесполезно.Р.Киплинг система оценки качества образования Обеспечение качества образовательного процесса Обеспечение качества условий реализации образовательного процесса Обеспечение качества образовательных результатов Процессы менеджмента Интегрированные автоматизированные информационно-аналитические системы Процессы анализа, корректировки, улучшения предупреждения Удовлетворенность внутренних и внешних потребителей Образовательный процесс Мониторинг и контроль качества образования Коллективный субъект педагогической деятельности Требования, ожидания внутренних и внешних потребителей Институциональный уровень-система качества образовательного учреждения (ОУ) Учредители ОУ Органы государственно-общественных форм контроля качества образования Государственные нормативные требования Органы государственно - общественного управления Муниципальная система УК Уровень системы управления качеством ОУ Коллективный субъект учебно-познавательной деятельности Коллективный субъект образовательного процесса Обеспечение качества образовательного процесса Обеспечение качества условий реализации образовательного процесса Обеспечение качества образовательных результатов СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В новой экономике на обучение и оплату высоко-квалифицированного работника приходится основная часть затратСредняя школа должна обеспечивать эффективные (готовые к производственному применению) знания информационных технологий, английского языка, основ экономики и права.Профессиональная школа должна обучать современным и перспективным технологиям Вложения в образование принесут через 5–7 лет отдачу в виде ускорения темпов и улучшения качества экономического роста система оценки качества образования Актуальность проблемы Качество образования в современном мире определяет:Эффективность социально-экономического развития государстваЭффективность культурного развития государстваКонкурентоспособность государства на мировом рынке система оценки качества образования Современное состояние оценки качества образования разрыв между показателями качества обучения, воспитания и развития учащихся; направленность диагностики на традиционные методы обучения;использование не стандартизированного инструментария; субъективизм оценок;несопоставимость оценок учащихся, результатов работы образовательных учреждений, педагогических коллективов;недостаток методов самоконтроля, самокоррекции и самооценки;дефицит оперативности;дефицит научно-методического обеспечения и квалифицированных кадров;отсутствие координации между различными организациями, занимающимися оценкой качества образования. система оценки качества образования Цели СОКО обеспечение экспертизы, исследования и оценки: образовательных ресурсов, образовательного процесса, образовательных результатов;повышение объективности контроля; переход на новую систему управления – управление качеством образования по результатам;установление эффективной обратной связи между различными участниками образовательного процесса. система оценки качества образования Элементы СОКО Объектами оценки являются:индивидуальные учебные достижения обучающихся ЕГЭаттестация за курс основной школы в новой форме ГИАкадровое обеспечение аттестация педкадров образовательная деятельность ОУ аккредитационные процедуры система оценки качества образования Квалиметрический подход параметры – основные блоки показателей, характеризующие деятельность ОУ; показатели – конкретные характеристики состояния ОУ, изменяющиеся в процессе его развития; характеризуют потенциальные возможности ОУ и результаты его деятельности; критерии – признаки, на основании которых проводится оценка деятельности ОУ по данному показателю; определяют общие требования к деятельности ОУ, установленные на федеральном и региональном уровнях;индикаторы – количественные или качественные оценки критериев, позволяющие определить текущее состояние ОУ, осуществлять сравнительный анализ установленных нормативов с фактическими данными ОУ. система оценки качества образования Параметр – показатель – критерий – индикатор Параметр Контекстные показатели (показатели среды): фоновые факторы, социум Демографическая ситуация доля сельского населения в районе миграционный приток Социально экономическое положение собственные доходы местного бюджета на душу населения уровень безработицы стоимость фиксированного набора товаров и потребительских услуг средняя заработная плата в районе среднедушевые доходы населения Использование научно-культурного потенциала среды количество посещений музеев, театров наличие в структуре ОУ клубов по интересам, использование музейной педагогики использование научного сопровождения в организации образовательного процесса система оценки качества образования Ошибки оценивания: Строгость - оценка ниже заслуженнойМягкость – оценка выше заслуженнойЦентризм – усреднение оценки, сведение к середине определенного диапазонаЭффект ореола - тенденция оценивать одинаково по всем сферам деятельностиЭффект свежести - оценка на основе недавних событий, а не за весь оцениваемый периодЭффект контраста - влияние на оценку выступлений тех, кто был оценен перед данным учащимся, гибкий стандартАтрибуция - использование в качестве результатов деятельности характеристик личности система оценки качества образования Возможные риски Риски Минимизация рисков Нехватка современного ПО для сбора и мониторинга показателей качества образования Формирование единой информационной среды («Хронобус») обучение специалистов Недостаточный уровень специалистов для проведения экспертной оценки работы учителя. Предвзятое отношение к оценке. Обучение экспертов.Привлечение общественных экспертов. Утверждение критериальной базы. Предвзятое отношение к оценке достижений учащегося. Недостаточность инструментария и критериальной базы. Портфолио учащегося. Разработка инструментария оценки неучебных результатов. Привлечение общественных экспертов. Формирование единой базы КИМ. Утверждение критериальной базы. система оценки качества образования Принципиальный подход: Основные принципы СОКО:Показатели – унифицированные стандартизированныеМетоды сбора информации – объективныеЭксперты – профессиональные, в том числе независимыеОценочные процедуры – разнотипные (самооценка, внутренняя и внешняя оценка)Результаты – открытые и доступные система оценки качества образования Ожидаемые эффекты общество вовлекается в управление качеством образованияинформация влияет на реализацию приоритетных направлений образовательной политикиконтроль и оценка становятся объективнее система оценки качества образования Подходы к СОКО условия – содержание – результат - фон ученик – учитель – школа - социум Параметр 1 Качество условий образовательного процесса   № показатели критерии инструментарий Материально-техническая база учебно-воспитательного процесса Процент оснащенности эталонным показателем:наличие компьютерных кабинетов, локальной сети;наличие предметных кабинетов, лабораторий их оснащенность (в т.ч. и ИКТ);наличие спортивных залов, площадок, оборудования;наличие учебных мастерских;соответствие мебели требованиям СанПиНа;наличие библиотеки и уровень ее укомплектованности (в т.ч. видеотека, медиотека);наличие медицинских кабинетов;наличие производственных участков,городка по ОБЖ,по ПДД. Экспертная оценка,Нормативно-правовые акты Кадровая обеспеченность образовательного процесса Отсутствие вакансийНаличие резерва на замещение руководящих должностейНаличие квалифицированных специалистов, образовательный цензСтабильность педагогического составаВозрастной показатель педсостава Аттестация педагогических кадровУчастие в профессиональных конкурсахРезультаты государственной итоговой аттестации, олимпиад, конкурсов различного уровняТарификация Уровень мотивационной направленности учащихся на обучение Положительная динамика результатов ЕГЭ, ГИА, КДР, промежуточной аттестации, участия в олимпиадах, конкурсах Результаты ЕГЭ, ГИА, КДР, промежуточной аттестации Общественно-демократический характер управления ОУ Удовлетворенность социума работой ОУ, Наличие управляющего совета, попечительского совета, ученического самоуправления Выявление удовлетворенности социума работой ОУ через анкетирование, опросы, Публичный отчет Уровень выполнения социального заказа Освещаемость в СМИ работы ОУ, Параметр 2 Качество содержания образовательного процесса № показатели критерии инструментарий 1 Образовательная программа начального образования Соответствие ФГОСУчебный план Независимая экспертиза 2 Программа профильного обучения«Роснефть- классов» Соответствие стандартам Компании;учебный план по профилю;соответствие профиля класса и выбора ЕГЭ; мониторинговые исследования 3 Система дополнительного образования Решение соц. заказа, занятость учащихся Индивидуальная карта занятости ребенка, мониторинговые исследования 4 Индивидуализация учебного процессаНа третьей ступени обучения Индивидуальные учебные планы Экспертная оценкаАнализ локальных актовАнкетирование учеников и родителей Параметр 3 Качество результатов образовательного процесса № показатели критерии инструментарий Успеваемость Результаты ЕГЭРезультаты ГИА% обученности и качества знаний Тесты, срезы, контрольные работы, экзамены и т.д. Работа с одаренными детьми Результативность участия в олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях и т.д. Число победителей и призеров в олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях и т.д. Уровень дифференциации Личностно-ориентированный рост Разноуровневые тесты, портфолио Мотивация Рост успеваемости Анкетирование, тестирование Профессиональное самоопределение Соответствие выбора профиля общего и профессионального образования Мониторинг Уровень удовлетворенности всех участников образовательного процесса Степень удовлетворенности Анкетирование, социальный опрос Состояние учета внутришкольного, ОДН, КДН Количество учащихся «группы риска» Мониторинг Параметр 1 Качество достижений обучающихся № показатели критерии инструментарий 1. Учебная деятельность Качество обучения Мониторинг промежуточной и итоговой аттестации Уровень обученности Повышенные образовательные потребности Участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях и т.п., дополнительное образование по предметам Наличие профильных классов Конкурсный отбор Индивидуализация обучения наличие индивидуального образовательного маршрута и формы обучения Уровень удовлетворенности родителей качеством образования Мониторинг, опрос, анкетирование Портфолио обучающегося 2. Воспитание Уровень воспитанности Наблюдение, мониторинг, опрос, анкетирование Активность жизненной позиции Участие в социальных проектах, общественных молодежных движениях и т.п. Отсутствие (наличие) обучающихся, состоящих на учете … Статистика 3. Развитие личности Индивидуальный план развития личности Мониторинг Уровень овладения разными видами компетенций В стадии разработки (например – портфолио) Готовность к профессиональному самоопределению Выбор выпускников вуза в соответствии с выбранным профилем обучения Параметр 2 Качество достижений учителей № показатели критерии инструментарий 1. Образование2. Опыт работы3. Квалификационная категория4. Участие учителя в профессиональных конкурсах, 5. Наличие методических разработок и их публикация.6. Результативность участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях.7. Успеваемость и качество знаний по предмету уровень образования диплом стаж и место работы трудовая книжка уровень Приказ, аттестационный лист, свидетельство о прохождении курсовой переподготовки уровень, место и время. дипломы и сертификаты место и время публикация уровень, место и время дипломы, сертификаты, грамоты результаты мониторинга, ГИА, ЕГЭ и др. Тест, промежуточная и итоговая аттестация № показатели критерии инструментарий 1 Материально –техническая база Наличие единой локальной сети с выходом в Интернет Анализ трафика Количество учащихся на один компьютер. Наличие АРМ для учителя Экспертная оценка Наличие оснащённых кабинетов для профильного обучения Экспертная оценка Наличие информационно-библиотечного центра Мониторинг использования материалов Оснащение современным оборудованием пищеблока, медкабинета, спортзала Мониторинг по выполнению СанПиНов, внешняя экспертиза 2 Финансово-экономическая самостоятельность Реализация дополнительных платных обр.услуг. Наличие самостоятельного баланса, наличие благотворительного фонда 3 Кадровое обеспечение Количество педагогов:С высшим образованием;Со средне-специальным образованием; Анализ данных статистических отчётов Аттестация педагогов:Высшая;Первая; Анализ данных статистических отчётов Количество педагогов – победителей ПНПО Мониторинг Количество педагогов, имеющих отраслевые награды и т.д. Анализ статистических данных 4 Научно – исследовательская деятельность ОУ Участие в конкурсах, проектах разного уровня Количество грамот, дипломов, сертификатов Участие в деятельности пед.сообществ Наличие публикаций, авторских программ, ЦОРы Проведение ОУ обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов и т.д. Мониторинг участия и результативности ОУ (уровень, количество участников) Наличие статуса экспериментальной площадки Мониторинг участия и результативности ОУ (уровень, количество участников) 5 Качество образования Итоговая (государственная) аттестация Мониторинг результатов Рейтинг (имидж) образовательного учреждения Мониторинг общественного мнения Победители олимпиад, конференций и конкурсов разного уровня Анализ количества призёров Параметр 3 Качество достижений учреждения Подходы к СОКО условия – содержание – результат - фон ученик – учитель – школа - социум