Презентация к научно-исследовательскому проекту «Язык в опасности!


* «Язык в опасности!Наступают слова-паразиты»(употребление слов- паразитов в речи школьников) Авторы проекта: ученицы 6 «А» класса МБОУ СОШ №15 г. ЗаволжьеКостерина Дарья и Денисова Настя Руководитель: учитель русского языка и литературыМуравьева Галина Алексеевна  Заволжье, 2014-15 уч.г. Мы нынче как бы все глупеем -Все стали как бы забывать,Что как бы даже не умеемБез «как бы» пару слов связать. Добро бы было как бы в дело,Пусть даже как бы наугад.А то ведь как бы неумелоИ чаще как бы невпопад. Ю.Важдаев * * Цель проекта Изучение проблемы засорённости речи учащихся 6«Б» и 6«А» класса словами – паразитами, поиски путей решения данной проблемы. Задачи: выяснить, почему слова называются «паразитами»; рассмотреть группы слов, относящихся к «паразитам»; провести анкетирование среди учащихся 6«Б»,6«А» класса; проанализировать, насколько речь наших одноклассников соответствует нормам литературного языка; определить, какие мероприятия помогут повысить культуру речи; выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов». * Объект исследования: речь учащихся 6«А» и 6«Б» классов МБОУ СОШ № 15. слова-паразиты, используемые учениками в устной речи. Предмет исследования: Гипотеза: большинство подростков употребляют слова-паразиты потому, что не замечают их в своей речи или не придают значения проблеме засорённости языка. * Методы исследования: изучение литературы по теме, наблюдение, сравнение, обобщение, устный опрос, анкетирование, оформление результатов. * Слова-паразиты В лингвистической литературе есть целый ряд терминов, определяющих слова-паразиты: «вредные слова», «незнаменательная лексика», «лишние слова» (О. Б. Сиротина), «вставные элементы» (Т.А.Ладыженская), «слова-заменители» (Е.А.Земская), «упаковочный материал» (Л.В.Щерба). Самое распространённое определение слов-паразитов, данное филологами: слова и звуки, засоряющие устную речь. Враги чистоты речи * повышение эмоциональности речи, взволнованность;снятие психологического напряжения (эмоциональная разрядка);демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов; демонстрация принадлежности говорящего к «своим»;недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово); намеренное заполнение паузы между словами или выражениями; быстрая, неподготовленная, спонтанная речь; мода на некоторые слова. Причины возникновения слов – «паразитов»: * Слова –паразиты как часть речи № Группа Слова – паразиты 1 Частицы ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы 2 Вводные единицы вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, так сказать, стало быть, понимаешь, собственно говоря, слушай, конечно, наверное, вероятно, кажется 3 Местоимения, местоименные наречия это, это самое, как его, там 4 Переход из одной части речи в другую блин, черт Классификация слов- «паразитов». Например, автор повести «Таня Гроттер» Дмитрий Емец вложил в уста своего героя Баб-Ягуна фразу, повторяемую каждый раз в затруднительных случаях: «Ох, мамочка моя, бабуся!» Эта фраза звучит как некий призыв о помощи, но при этом выглядит смешно. Фраза также позволяет понять характер персонажа. Баб-Ягун - это комический герой повести, неунывающий, умеющий превратить серьёзное и страшное в весёлое. * Анкетирование учащихся 6 «А» и 6 «Б»классов с целью выяснения осведомлённости о словах-«паразитах». На диаграмме видно, что по 4 ученика узнали о словах-паразитах из телевизора, 16 из дома и школы, 10 из интернета, из других источников 10 учеников. * Диаграмма иллюстрирует внимание учащихся к своей речи. * Никто из респондентов не назвал других причин употребления слов-«паразитов», кроме перечисленных. * 9 учеников не задумывались о роли слов-«паразитов» . * 9 учеников не прилагают никаких усилий, чтобы следить за чистотой речи. * «Такскать»(так сказать) «Это» «А именно» «Например» «Это самое» «В принципе» «Типа» «Вот» «Понимаешь» «Короче говоря» «В натуре» «Блин» «В общем-то» * Анкетирование учащихся 6 «А» и 6 «Б» классов с целью выявления употребления слов- «паразитов». * Мнение учителей Ученики мало читают, не следят за своей речью.Слишком маленький словарный запас.Бедный словарный запас; произносят, когда волнуются или торопятся рассказать, следуют «моде». * Анализ полученных результатов * Таким образом, подтвердилась наша гипотеза. Лингвистический эксперимент. Русская народная сказка Короче говоря, посадил дедок какой-то овощ. Оказалось , это репка. И вымахала она такой прикольной! Увидел дед и, в натуре, ахнул. Прикинул, как её вытащить, позвал он всех своих родичей и всю животину свою. Короче, начал дед первым тягать репку, да сил не хватает, а бабка стоит, блин, да прикалывается. И внучка где-то тут угорает.Дед как гаркнул на них - они и прижухли. По команде все выстроились. Блин, так прикольно было на них смотреть. А мышара стоит и кайф ловит. В общем-то, всех это достало, как они пошли в напряг и как–то вытащили репку. Она блин такая жёсткая была! Суть сказки в том, что клёвой семьёй надо быть! Избавляйся от слов- «паразитов»! * * Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшест-венниками. И.С.Тургенев * Давайте говорить грамотно!Давайте беречь наш язык! * *