Презентация на тему Общение дошкольников со сверстниками в раннем возрасте


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 41 Пушкинского района Санкт - Петербурга Автор- составитель:ВоспитательМеркулова Е.В 2015 год Общение - это информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие.  Во время общения  реализуются, проявляются, формируются и складываются определенные  взаимоотношения.  От характера отношений ребенка с окружающим во многом зависит, какие  личностные качества сформируются у него. Развитие форм общения дошкольника Возраст Форма общения со взрослыми Форма общения со сверстниками Младенчество Ситуативно -личностная - Ранний возраст Ситуативно - деловая Эмоционально -практическая Дошкольный возраст Внеситуативно -познавательная Внеситуативно -личностная Ситуативно - деловаяВнеситуативно - деловая В раннем возрасте основная форма общения со сверстниками - эмоционально-практическое общение : непосредственность, отсутствие предметного содержания;раскованность, эмоциональная насыщенность;ненормативность и нестандартность коммуникативных средств;зеркальное отражение действий и движений партнера. 1. Отношение к сверстнику как к «интересному объекту». Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему. Такие действия проявляются и по отношению к другим детям, и к  взрослым, и даже к  предметам. Такое отношение свойственно детям, которым  только что  исполнился один год и до 1,5 лет. 2. Действия со сверстником как с «игрушкой».  Действия отличаются бесцеремонностью. При этом сопротивление «игрушки» вовсе не интересует малыша, ребенок может схватить ровесника за волосы, потрогать за нос, похлопать по лицу. Эта форма взаимодействия свойственна  детям от 1 года до 1,5 лет, и  не встречается в общении  со  взрослыми.   Общение детей раннего возраста (до 3-х лет) друг с другом происходит с помощью различных действий:  3. Наблюдение за другими детьми и подражание им. К этой категории действий (характерных как для общения с детьми, так и со взрослыми) относится взгляд глаза в глаза, улыбки, словесные формы общения.  Такое отношение свойственно детям после 1,5 лет. 4. Эмоционально окрашенные действия. Эта категория действий является специфической для детского общения и, как правило, не используется при контактах «взрослый-ребенок». Малыши прыгают вместе, хохочут, подражая друг другу, падают на пол и кривляются.    Причем, к этой категории относятся и негативные действия: дети пугают друг друга, дерутся, ссорятся.  Такое отношение свойственно детям после 1,5 лет. Общение детей раннего возраста (до 3-х лет) друг с другом происходит с помощью различных действий: Роль взрослого в становлении общения дошкольников со сверстниками Необходима правильная, целенаправленная организация детского общения, которую может осуществить воспитатель детского сада.Основной путь - формирование субъектного взаимодействия детей, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, хвалит партнера по игре, предлагает повторить его действия. При таком поведении взрослого возрастает интерес детей друг к другу, возникает эмоционально-практическое общение.В раннем возрасте организация совместной предметной деятельности детей малоэффективна для формирования детского общения Игры, направленные на развитие детского общения в раннем возрасте Организованная совместная игра детей может способствовать не только развитию их содержательного общения, но и адаптации дошкольников к детскому саду. Забавы и хороводы, в которых дети действуют одновременно и одинаково: «Дождик», «Прыг-скок», «Лови-лови», «Раздувайся, пузырь», «Карусели». Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем малышей. Кроме того, в этих играх дети учатся согласовывать свои движения с партнерами и ориентироваться на пространственные условия. Несколько сложнее для малышей игры, в которых нужно действовать небольшими группами по очереди («Куклы пляшут», «Подарки» и др.). В таких играх дети учатся считаться друг с другом, уступать другому игрушки или активную, привлекательную роль. Такие игры подготавливают новую форму партнерства, где ребенок действует индивидуально и сам выбирает себе замену («Магазин игрушек», «По дорожке Валя шла», «Зайка»). Эти игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам. Игры, направленные на развитие детского общения в раннем возрасте Дальнейшие игры специально направлены на воспитание нравственно-волевых качеств личности. Они побуждают ребенка к гуманному отношению к своим сверстникам и углубляют контакты со взрослым. В каждой игре содержится пространственно-двигательная задача, решение которой учит детей согласованности движений и действий.В играх «Догонялки» и «Лохматый пес» дети учатся преодолевать свой страх и смело идти навстречу опасности. Опорой для преодоления боязни служит чувство локтя и поддержка других: держась за руки, дети вместе, одновременно движутся к «опасной черте». Удовольствие от совместных движений, эмоциональный подъем являются хорошей опорой для преодоления внутренних препятствий. Игры, направленные на развитие детского общения в раннем возрасте Особенность всех предлагаемых игр состоит в том, что в них «центром притяжения» является взрослый. Он не только вносит новую игру в жизнь детей, но и служит для них своеобразным образцом выполнения игровых действий Игры, направленные на развитие детского общения в раннем возрасте