Презентация по литературе на тему Русская народная сказка Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо


Работать над составлением плана сказки.Рассмотреть особенности волшебной сказки.Прививать учащимся любовь к Родине на примере образа Ивана - крестьянско-го сына. Волшебная богатырская сказкагероического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения.Герой – человек, совершивший героический поступок. Мы можем назвать героями , то есть персонажами всех братьев, но героический поступок совершает только младший брат Иван. Как вы понимаете слово «герой»? Сколько значений имеет это слово? Братья отправляются втроём на борьбу с чудом-юдом, но настоящим героем оказывается только младший брат. Поэтому сказка называется «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об одном герое и чуде-юде? Волшебная сказка. К какому виду сказок относится эта сказка? Эта сказка посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь народ.Главный герой сказки не царского роду, он младший сын в простой крестьянской семье. Сказка прославляет крестьянский труд. Чему посвящена эта сказка? Что она прославляет? Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь народ. Почему сказку «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» называют героической? План сказки. Отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать.Братья в чужедальней стороне.Сражение Ивана – крестьянского сына с чудом-юдом: а) первая битва; б) вторая битва; в) третья битва.4. Возвращение домой.5. Неожиданные препятствия на пути.6. Погоня змеихи, её гибель.7. Братья вернулись. Нравственное превосходство главного героя Чем занимались старик и старуха – родители трёх братьев? Старик и старуха, родители трёх сыновей, быликрестьянами. В сказке об этом говорится так: «Жили они – не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали». Братьямпришлось уехать из родной деревни,потому что они решили вступить в битву с чудом-юдом поганым, котороесобиралось «на их землю напасть, всех людей истребить, города-сёлаогнём спалить». Кого встретили братья в сожжённой деревне? Что убедило братьев, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с «чудом-юдом сразиться»?В сожжённой деревне братья встретили старую старуху. Старуха рассказала, что злодей уже все ближние царства «разорил, разграбил, лютой смерти предал». Поняли братья, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с чудом-юдом сражаться. Нужно было победить чудо-юдо и спасти людей от беды. Как проявили себя братья в дозоре? Старший брат первым пошёл в дозор и уснул. Младшему брату не спалось. Он вышел к реке Смородине,обнаружил предательство брата и стал сам сторожить переезд. Когда появилось чудо-юдо шестиголовое, он вступил с ним в бой и победил его. Средний брат в дозоре тоже заснул в кустах. Ивану – крестьянскому сыну было сложнее сражаться во во вторую ночь, потому что у чуда-юда было уже девять голов. Почему каждый новый бой с чудом-юдом для Ивана – крестьянского сына становится всё тяжелее? Ивану было тяжело, потому что он знал о том,что братья предали не только его, но и всю землю, и ему надеяться не на кого. В третьем бою Иван чуть не погиб от предательства братьев, которые обещали не спать и всё же заснули. Спас от гибели верный конь, который отвлёк внимание чуда-юда о двенадцати головах. Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, середине и конце сказки? В начале сказки братья называют младшего Иванушкой: «молод он ещё, чтобы на бой идти». Ива-нушка – это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших. В середине сказки сказитель называет героя Иваном.Обращение «Иван» - уважительное. Чудо-юдо, змеиха и сказитель в середине сказки называют его «Иван - крестьянский сын». Это похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говори-ли – Иван Петров сын). Обращение по имени и отчест-ву надо было заслужить. Какие черты Ивана -крестьянского сына раскрываются: После побед он не хвастает перед братьями, а просит их поддержать его во время третьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым палатам, можно назвать бдительностью, осторож-ностью. Он узнал о замыслахзмеевых жён. «Кто предупреждён, тот вооружён» -говорит пословица. После него? Во время боёв он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие. Во время боя? Сначала Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со старшими братьями. Перед боем? Как жёны чуда-юда решили отомстить братьям? Удалось ли им это? Кто и когда помогал братьям? Когда в погоню бросилась сама старая змеиха, братьям помогли кузнецы, которые спрятали братьев, а кузницу закрыли на двенадцать кованых замков. Почему в конце сказки Иван возвращается домой, к отцу, к матери, чтобы «поле пахать, рожь да пшеницу сеять»? Образ Ивана – это воплощениелучших черт русского крестьянина-землепашца: сила, храбрость,верность своей родине, любовь ктруду на земле. Поэтика сказкиКак в этой сказке проявляется цифра 3? * У старика и старухи было 3 сына, * 3 ночи братья в дозор ходили, * 3 раза Иван – крестьянский сын сражался с чудом-юдом, * в каждом бою у чуда-юда прибавлялось по 3 головы, * в последнем бою 3 раза звал Иван своих братьев на помощь, * у чуда- юда было 3 жены, * по возвращении домой братьям на пути 3 раза встречались жёны чуда-юда, которые хотели навредить им. Выпишите в тетрадь: Постоянные эпитеты Повторы Сказочные формулы Задание на дом: Подготовить пересказ русских народных сказок: а) о животных; б) бытовой сказки; в) волшебной.2. Нарисовать иллюстрации к выбранным сказкам.