Презентация открытого мероприятия для логопедов на тему Осенний калейдоскоп подготовительная группа


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 136 «Березка» города Казань, Татарстан Тема: Логоритмика на музыкальных занятиях ЦЕЛЬ: Способствовать развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывает благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений. Музыкальный руководитель Гайниева Венера Маратовна задачи развивать артикуляционный аппарат; развивать силу голоса и выразительность речи, пения; развивать мелкую моторику, точность движений; развивать мимику лица; формировать правильную артикуляцию звука. развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;  формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;  устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий;  развивать речевое и слуховое внимание, память, воображение;  учить переключать внимание, включая смену движений;  продолжать учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки (тихо, громко);  развивать физиологическое и речевое дыхание;  Почему лого и ритмика? Почему – РИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для детей форме – ритмических упражнениях и играх.КОМУ ПОЛЕЗНА ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА?Всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Учитель татарского языка Родители ДЕТИ ВОСПИТАТЕЛИ Учитель -логопед ПСИХОЛОГ медсестра 1. Ходьба2. Упражнения для мышечного тонуса3. Упражнения на развитие мелкой моторики.4. Упражнения на развитие чувства ритма.5. Упражнения с элементами танца.6. Заключительные упражнения. Средства логоритмики Музыкально-двигательные Двигательно-речевые Упражнения на развитие фонационного дыхания. Упражнения на развитие голоса.Упражнения на развитие артикуляции и дикции. Упражнения на развитие координации движений и речи.Упражнения на развитие речевого внимания. Пение.Упражнения на развитие мелкой моторики.Упражнения с предметами.Речевые упражнения. Артикуляционная гимнастика. Тренинг речевых мышц. Гимнастика логоритмики Тренировка нижней челюсти Тренировка губных мышц Тренировка мышц языка Тренировка мышц глотки и мягкого неба ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОРИТМИКЕ 1. Бег и перестроение в круг.Дети вбегают в зал под музыку (размер 4/4) «Осенние дорожки» и бегут змейкой, перетсраиваясь в круг.В руках дождинки1 куплет, легкий бег на носочках.2.припев: два взмаха дождинками, кружение на носочках вправо.3.Проигрыш- перестраивание в круг.4. два взмаха руками и кружение. 2. Упражнения на развитие голоса, дыхания. Пение с показом высоты звуков: Яблочко по огородуПокатилось прямо в водуПропевание фразы с показом руки вверх рыбка яблочко взяла И царевне отнеслаПропевание фразы с показом руки вниз. Упражнение на развитие голоса и творчества в пениивидеоклип «Девчушка- ветрушка»( пропевание мажорного и минорного трезвучия, скачки на кварту, мелодии сверху вниз) 1. Ветер, ветер, ветерок с клена он сорвал листок. С ним немного поиграли и листок на ветку пал.Ветер, ветер ,ветерок с клена он сорвал листокС ним немного поиграл и листок на землю палВетер, ветер, ветерок с клена он сорвал листок.С ним немного поиграл и с собою в небо взял. Упражнения и игры для активации речевого аппарата Цоканье и пощелкивание язычкомКруговые движения языком между зубами и щуками.Постукивание кончиком языка щек.Речевое упражнение:Педагог: Пробежал по лесу гул…Дети: Гу-Гу-Гу-Гу(слог пропевают на сильном выдохе)Педагог: Тут спросонок лес вздохнул…Дети: Уф!Уф!(сильный короткий выдох)Педагог :И посыпалась роса….Дети: Динь-динь-динь!(пропевают в верхнем регистре, на улыбке, звук носовой. Пальчиком постучать слегка по носу) Речевые упражнения Ду-ду-ду в огород идуУказательным и средним пальцами обеих рук шагают по бедруДа-да-да в огороде лебедаРуки на поясе, наклоны головы вправо ,влевоДе-де-де,где ты репка где?Поочерде закрывают и открываю руками глазаОди –оди-одиБабушка подходит-кулачками ударяют по бедру. ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГОРИТМИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ на развитие общей моторики для мышечно-двигательного и координационного тренингаПесни, сопровождаемые движениями рук Янгыр башлана. Тып-тып-тып-тып-тып тыпБолыт жиела- ударяют кулачками рукТып-тып-тып-тып-тып-тыпЯнгыр башлана- подушечками пальцев рукТамчылар жирдэ,куллэргэ жинлаАктивно сгибают и разгибают пальца рукКуллэргэ жиелгач -Соединив руки в замок, сжимают и разжимают пальцы рукИнеш булып ага- пальцами пробегают сверху вниз от плеча до бедра.Янгыр ,янгыр шаулама-грозят пальцемБаларны чылатма- хлопки в ладоши. ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГОРИТМИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ по методу В.В.Емельянова для укрепления гортани и привитие навыков речевого дыханияВОКАЛЬНО-АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ для развития певческих данных и дыхания Фонетическое упражнение «Кленовый листочек» Людмилы Есиповой Программное содержание: на заданный звук голосом заполнять пространство от начальной до конечной точки линии при помощи глиссандирующей последовательности звуков Пальчиковые игры –песенки,используемые на музыкальных занятиях «В лесу» Есть в лесу из бревен дом(руками крышу дома)Есть окошко в доме том(показать окошко)Посмотрите в то окно, в доме тихо и темно(смотрят в окно)Мы тихонько кулачком, постучимся в этот дом(стучат кулачком по ладошке)Выглянул какой- то зверь-(ладошкаребром,б.п.ушки, мизинец рот))«Гав» сказал –(мизинчиком вверх вниз)И запер дверь-(показать ладошку пальчиками вверх)Мы погромче кулачком, постучимся в этот дом(стучат громче)Выглянул какой-то зверь «Ме» сказал (мизинец ,безымяный и большой в кулак, средний и указательный-рожки.)И запер дверь-(ладошка)Громко,громко кулачком постучимся в этот домВыглянул какой-то зверь «Му» сказал-(большой и мизинец рожки, остальные пальчики в кулачок)И запер дверь(ладошка)Киска у окна сидит, «мау-мяу» говорит(ладошки у подбородка)Хватит в домик наш стучать(грозят пальчиком)Дайте хоть чуть-чуть поспать(ладошку под щечку) Видеоклип «В лесу» «Помощники» Маленькая Катя-(большой палец спрятан в кулачок) умницей была-( движение окей)В комнате работу всем зверям нашла-(поочередное дотрагивание б.п. всех пальчиков )Чашечки собачка моет язычком-(указ. п.гладить по ладошке)Мышка подбирает крошки под окном-(3-мя .ук,ср.,и б.пощипование ладошки)Кошка коготками лавочку скребет-( пятью п.одной руки скребсти по ладони другой)Курочка рябая пол крылом метет-(ребром ладони подметать другую ладонь)Катя варит кашу для своих зверей-(ук.п. круговые движения по ладошке)За работу хвалит-(поглаживание одной рукой тыльную сторону другой руки)С ложки кормит их- (протягивают ладошку пальчиками вверх) Упражнения на развитие чувства ритма , внимания . Видеоклип- «Веселое новоселье у гномов»Дети ритмично выстукивают ложками или ладошками предлагаемые ритмические схемы. Новоселье у гномов Есиповой Людмилы. Игры с палочками, развивающее внимание,память, моторику, речь, чувство речи. Ножки, ножки, вы шагали?Мы шагали, мы шагали- ритмичные удары палочками по полуНожки ,ножки, вы бежали?Мы бежали, мы бежали- ритмичные удары в темпе бегаНожки, ножки, вы стучали?Мы стучали, мы стучали- удары свободным концом палочки об пол Ножки, ножки ,вы плясали?Мы плясали, мы плясали- удары палочкой крест накрестНожки , ножки, вы устали?Мы устали, мы устали- удары лежащих палочек друг о другаНожки, ножки, отдыхали?Отдыхали, отдыхали- поглаживание руками лежащих палочекИ опять все начинали!- ритмичные удары по полу Упражнения на развитие пластики Сказка про двух рыбок-подружекМузыка Сен –Санс «Аквариум» Сказка про двух рыбок -подружек : Однажды выплыла одна рыбка из своего домика и стала искать свою подружку /кисть правой руки вывести плавно из-за спины и остановить перед собой/. Поплыла в одну сторону, поплыла в другую /кисть двигается то в одну, то в другую сторону/. Поплыла вверх, поплыла вниз /кисть двигается то верх кончиками пальцев, то вниз/. Не нашла подружку рыбка и поплыла обратно к себе в домик/рука, плавно изгибаясь, отводится за спину/, удивляясь и сердито бормоча себе под нос: Речевое упражнение «Рыбка разговаривает»Ход: дети тихо и быстро произносят «П-П-П-П…Рыбки играли и танцевали.Плавали вместе,И вместе устали                    положить обе ладошки рук к себе на грудь Полежали, отдохнули,Хвостиком вильнули,Уплыли к себе домойИ дома заснули.                 обе руки плавно возвращаются за спину   Танцевальное творчество детей Танец с Амброзией –сорняк. Песня-танец сорняков.Нас нигде не сеяли не жали, ха хахлеборобы нас не уважали ха хаМы себя повсюду сеям ,чтоб лентяем ротозеям на полях осталося труха ха ха2.мы красавцы ростом велики ха хаБравые ребята сорняки ха хаМы овес пшеницу сгложем ,кукурузу уничтожим На полях остается труха ха ха Результаты В результате занятий логоритмикой происходят положительные изменения в развитии ребенка:нормализация темпа и ритма речи развитие речевой моторики для правильного произношения звуков развитие слухового внимания развитие фонематического слуха развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики  развитие пространственной организации движений развитие физиологического дыхания и фонационного дыхания увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться ЛИТЕРАТУРА «Логоритмические занятия в детском саду». Картушина М.Ю.Видео -клипы «Яблочко», «Новоселье у гномов» и др.«Логопедические распевки».Л.Б.Гавришева, Н.В.Нищева, (музыкальная, пальчиковая гимнастика и подвижные игры)«Логаритмика». О.А.Новиковская«Фонопедический метод развития голоса». В.В.Емельянов