Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы.Летописание.


Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».Автор: Серебрянская Кристина Андреевна,Учитель русского языка и литературыМОБУ СОШ №24 г. Сочи. Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 988 году во время княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги. На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885) создали славянскую азбуку и впервые перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.      Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово. В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен. Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей, т. е. записей по годам. Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») — отсюда и название летопись.       В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод». В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет». Нам она известна по более поздним летописным сводам — Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.       Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи — краткие и развернутые; рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения.      В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку. Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами: «В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира. В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас, а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению. Святослав (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси. В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок. В 970—971 гг. Святослав вновь оказывается на Балканах, где в союзе с венграми и болгарами ведет русско-византийскую войну. При возвращении домой в 972 г. князь Святослав был убит печенегами у днепровских порогов. Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди — «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным. Отрок (устар.) — мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9—15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.   — Когда происходили описываемые события?      — Кто княжил в Киеве?        — Что вы знаете о княжении Святослава?  — Кто такие печенеги? Почему они напали на Киев?  — Как вы понимаете слово отрок?  — Как поступил отрок, чтобы спасти город?  — Что угрожало отроку, если бы враги догадались, что он киевлянин, а не печенег?  — В чем была хитрость воеводы Претича?  — С какими словами обратились жители города к Святославу? Словарная работа       Затворилась Ольга в Киеве — приказала закрыть, затворить ворота.      Изнемогали люди от голода и жажды — не могли больше терпеть голод и жажду.      Ладья — большая лодка.      Тужить — горевать.      Стан печенегов — становище, походный лагерь печенегов.      Дружина — отряд воинов на службе у князя.      Воевода — предводитель дружины.      Княжичи — дети князя.      Умчим — быстро перевезем.      Я муж его (князя) — я служу князю.      Пришел в сторожах — возглавил передовой отряд.      Отчина — владение, которое досталось по наследству от отца.      Сокрушался — сильно печалился.      Прогнал печенегов в поле — прогнал печенегов в степи в междуречье Днепра и Волги, где они обитали.