Социально-психолого-медико педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в школе-интернате


Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»Адрес: РА; Шовгеновский район;а. Хакуринохабль;Ул. Краснооктябрьская,104июнь 2016г. тема: Социально-психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в школе-интернатеСоциальный педагог:Меретукова А.К. Дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой разнородную группу К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий пункт 16 ст.2 Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»№ 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013г. №99-ФЗ, от 23.07.2013г. №203-ФЗ) Дети с ограниченными возможностями здоровья неоднородна. Прежде всего, тем, что в нее входят дети с различными нарушениями.Слуха;Зрения;Речи;Опорно-двигательного аппарата;Задержка психического развития;Интеллекта;Расстройстами аутистического спектара;Множественными нарушениями развития. Основные группы заболеваний и нарушений развития у детей с ОВЗ: Нервно-психические заболевания;Заболевания внутренних органов;Онкологические заболевания;Поражения и заболевания органа слуха;Поражение и заболевания глаз, Хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации;Эндокринные заболеванияи другие. Обучение лиц с ОВЗ в образовательных организациях осуществляется по адаптированным общеобразовательным программам.Адаптированная основная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию развития и социальную адаптацию указанных лиц (программа Воронкова). Адаптированная образовательная программа разрабатывается на базе основной образовательной программы в соответствии с особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ к которой относится ребенок. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-пмедико-педагогической комиссии» п. 3 ст.55 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 23.07.13г. № 203-Фз» ГКОУ РА «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Дети с ОВЗ- 121 воспитанник по интеллекту Ребенок – инвалид99 воспитанников;из них:18 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Порядок приема в школу Прием обучающихся производится на основании следующих документов: Путевка МО и Н РА;Заключение № от --- Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Республики Адыгея;Заявление от законного представителя;Ксерокопии св-во о рождении, св-во о пенсионном страховании, ИНН- ребенка;Медицинский карты на ребенка Заключение Центральной психолого-медико- педагогической комиссии Республики Адыгея Согласно «Словарю русского языка» сопровождать— значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Цель сопровождения:создание комплексной системы социально- психолого-медико-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме Служба сопровождения- это объединения специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Команда состоит из учителей предметиков, педагога- психолога, учителя — логопеда, воспитателей, социального педагога, врачей. Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в школе интернате является (ПМПк). ПМПк — это подразделение которое регулирует процесс сопровождения. Модель социально-психолого-медико- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ Ребенок с ограниченными возможностями Педагог-психолог Социальный педагог Классные руководители, воспитатели Учитель-логопед Медицинский персонал Диагностика;Учебные занятия;Коррекционные занятия;Игровая деятельность;Классные часы;Праздники, развлечения, досуг;Работа с семьей;Сопровождение семьи;Работа с воспитанниками группы риска;Профориентация;Участие в шПМПк Диагностика;Лечебно-профилактическая работа;Лечебно-оздоровительная работа;Саноторно-курортное лечение;Участие в ш ПМПк Коррекционно-образовательное пространство -Диагностика;- Исправление дефектов речи;- Развитие связанной речи;- Индивидуально-коррекционные занятия;- Работа с семьей;-Участие в шПМПк -Психодиагностика;Психокорреция;Развитие сенсомоторики;Развитие высших психических функций; Индивидуально-коррекционные занятия; Участие в шПМПк Этапы работы Первичная диагностика ребёнка и его семьи;Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание непосредственного контакта;Разработка на основе карт реабилитации, медицинского диагноза и диагностики специалистов программ индивидуального сопровождения детей с ОВЗ, а также определение дальнейшего образовательного маршрута детей;Составление плана работы специалиста с родителями детей с ОВЗ;Непосредственная работа с родителями:Психокоррекционная помощь семьям по адаптации и интеграции в общество;Обмен опытом воспитания детей с ОВЗ между семьями воспитанников;Повышение педагогической компетентности родителей в области психической и познавательной сферы развития ребенка. Программа «Социально-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» I раздел «Медико-педагогическое сопровождение» отражает анализ уровня здоровья и здорового образа жизни, обеспечения условий безопасности, основные направления здоровьесбережения в школе.II раздел «Социально-педагогическое сопровождение» рассматривает механизмы социального партнерства школы с другими учреждениями и предприятиями города, раскрывает специфику социально - педагогического сопровождения в условиях коррекционной школы.III раздел «Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка» включает работу по сохранению, укреплению психического здоровья детей, развитию личности детей в процессе их воспитания и обучения. Дополнительные условия Разработка индивидуального образовательного планаНаблюдение профильных врачей (врач-психиатра, врач-педиатр);Гибкий режим учебных и/или эмоциональных нагрузок;Гибкий режим взаимодействия с нормативно развивающимися сверстниками в школе- интернате;Сроки повторного обследования на ПМПК Компоненты социально-психолого-педагогического сопровождения Дополнительные занятия с педагогами:Занятия (групповые /индивидуальные ) с логопедом;Занятия (групповые /индивидуальные ) с психологом; Занятия (групповые /индивидуальные ) с социальным педагогом;Занятия ЛФК, занятия в специальной физкультурной группе, ритмикой;Динамическая оценка состояния ребенка на шПМПк Карта социально-психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ученика школы- интерната VIII вида а. ХакуринохабльФамилия, имя______________________ Дата рождения________ Класс____ Домашний адрес___________________________________________Статус ребенка_____________________________________________ Специалист Направление коррекционно -развивающей работы Используемыепрограммы Технологии (формы, методы, приемы)планируемые результаты Оценка эффективности Рекомендации учителю, воспитателю Логопед Психолог Социальный педагог Врач-психиатр;Врач-педиатр Модель социально-педагогического сопровождения Ребенокс ограниченными возможностями здоровья Диагностический этап Социальный педагог Педагогические работники Коррекционно-развивающий этап Профориентация Аналитический этап Программа «Дети «группы риска» Цель: создание и развитие правовых, социально-организационных условий для самореализации личности, духовно-нравственного воспитания молодежи;-формирование мотивов положительной социализации личности, повышения самооценки, адаптация в социуме школы-интерната и в обществе в целом. Программа «Профилактика безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» Цель: выявление проблемного поля ребенка и его семьи на ранних стадиях возникновения асоциального поведения:- создание условий для правового воспитания и правовой защиты воспитанников путем взаимодействия и сотрудничества взрослых:- воспитание у воспитанников устойчивых положительных нравственных качеств. Программа «Семья» Цель: взаимодействие с семьей в целях всестороннего развития и воспитания здоровой личности;-привлечение родителей к делам и проблемам школы;- оказание семье разнообразной специальной помощи. Мероприятия по программе -создание социального паспорта класса;- анкета воспитанника школы-интерната;-банк «Сирот и опекаемых»;- банк «Дети-инвалиды»;-банк «Дети- правонарушители»;- банк «Дети «группы риска»;-банк «Дети из неблагополучных, асоциальных семей»;- банк «Дети с проявлениями социальной и психологической дезадаптации» Результатом сопровождения является достижения ребенка –инвалида и ребенка с ОВЗ планируемых результатов Проблемы семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Умышленное ограничение в общенииГиперопекаНепринятие родителями своих детейОтсутствие у родителей знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка с ОВЗ Формы работы работников школы-интерната с родителями детей с ОВЗ Беседы: коллективные, индивидуальные.Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке тематические оперативные.Родительские собрания в нетрадиционной форме: тренинги, круглый стол, «Педагогическая гостиная»Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителейПроведение совместных с родителями праздников, конкурсов, развлечений Такое сотрудничество со специалистами школы-интерната помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и уметь принимать своего ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ