Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в общеобразовательной школе


Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в общеобразовательной школеПрезентацию подготовила: педагог-психолог Нежевенко К.В.КОУ ВО «Воронежская школа-интернат №6» Лучший способ  сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.Оскар УайльдЦель психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха – дать всем учащимся возможность полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге как членах сообщества. Задачами психолого-педагогического сопровождения являются :стимуляция потенциальных возможностей детей с нарушениями слуха раннего возраста в процессе специально организованного коррекционно- развивающего воздействия формирование и развитие соответствующих возрасту основных видов детской деятельности преодоление недостаточности психических функций; формирование и развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной речиразработка инновационных технологий, повышающих эффективность коррекционного воздействия. Подходы к организации, содержанию, реализации психолого- педагогического сопровождения детей с нарушениями слухаМеждисциплинарный подход. Принцип комплексности. Принцип единства диагностики и коррекции. Принцип коммуникативной направленности. Усиление динамизма психологической поддержки. Онтогенетический принцип. Принцип развивающего обучения. Создание слухоречевой среды. При организации сопровождения необходимо определить индивидуальный образовательный маршрут и создать программу по развитию слухового восприятия и формированию произношения. В состав индивидуальной программы должны входить: состояние слуха, степень его сохранности; состояние произношения; уровень развития речи; прогнозирование продвижения ребенка в усвоении материала; уровень обучаемости.При составлении индивидуальной программы следует опираться на индивидуальные возможности ребенка, на связь с общеобразовательными предметами и усвоенным материалом в массовой школе. Программа должна носить развивающий характер и должна быть направлена на облегчение овладением материала по общеобразовательным предметам, усвоенного в классе, и материала опережающего характера.Инклюзивное образование ребенка с нарушением слуха предполагает обучение в коллективе слышащих сверстников на равных условиях, поэтому чрезвычайно важным становится психолого-педагогическое сопровождение неслышащего ребенка в процессе его общения со слышащими сверстниками. У слышащих учащихся возникает множество вопросов по поводу особенностей восприятия окружающего мира неслышащими детьми, значения звукоусиливающей аппаратуры. В первом классе ребенок с нарушением слуха еще не ощущает дискомфорта от отсутствия близких дружеских контактов с одноклассниками. В дальнейшем слышащие ребята начинают понимать разницу в происхождении ошибок в своей речи и речи ребенка с нарушенным слухом, чьи ошибки вызывают бурную эмоциональную реакцию. И в этой связи огромное значение имеет позиция взрослого человека. Ведь представление о ребенке с нарушением слуха у слышащего школьника складывается под влиянием окружающих взрослых.Целесообразно организовывать коллективные формы игровой и практической деятельности, которые позволят ребенку с нарушениями слуха быть успешным наравне с нормально развивающимися сверстниками и преодолеть возникающие у него на первых этапах обучения коммуникативные трудности. Организация сопровождения осуществляется дефектологом и психологом в условиях массовой школы образовательном учреждении, как правило, в виде дополнительных занятий по 30-35 минут три раза в неделю.Особое место в образовательном процессе занимает работа с родителями. Родители посещают коррекционные и консультативные занятия их ребенка с сурдопедагогом. Также дефектолог и психолог разрабатывают систему дополнительных заданий, которые проводятся родителями в виде игр как с помощью звукоусиливающей аппаратуры, так и без нее. Группы детей с нарушениями слуха глухие слабослышащие дети после кохлеарной имплантации(КИ)комплекс диагностических, коррекционно-развивающих и организационно-методических мероприятий, направленных на создание оптимальных условий психического и социального развития ребёнка раннего возраста с нарушениями развития, стимуляцию его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребёнка с родителями и окружающим миром.Психолого-педагогическое сопровождение детей c нарушениями слуха это: Концептуальная модель психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха возрастаПсихолого-педагогическая помощь детям с нарушениями слухаЦельЗадачиПринципыМеждисциплинарная команда специалистов:врачи, аудиолог,сурдопедагог логопед, специальный психолог, семья, социальный работникМультидисциплинарные условия оказания помощи детям с нарушениями слухаДля детей с нарушениями слуха: лечебно-оздоровительная служба, сурдоцентр, ПМПК, коррекционно-развивающая службаДля детей после КИ: медицинская служба, сурдоцентр, ПМПК, психолого-педагогическое сопровождение, техническое обеспечениеОбеспечение практической реализации системы помощиДля детей с нарушениями слухаОсновные направления работыДля детей после КИЭтапы сопровождения и направления работыПрофессионально-компетентностная составляющаяПрофессиональная подготовка специалистовОсновные компонентыТеоретико-методологическая базаОрганизационно-методический компонентПроцессуально-технологический компонент Список литературы1 Жайтапова А.А.. Рудик Г.А., Белошниченко Е.В., Сатывалдиева А.С. Педагогика 21-го века на пороге школы.Алматы. 2009.2 Грозная Н. Развитие инклюзивного образования: международный опыт. 2004 // Обращение к ресурсу 29.12.2006.7.   На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. USAID, 2007 8. Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и      проблемы внедрения // Социальная педагогика. - 2010. - № 1.9 Практическая психология образования: учеб.пособие для студ. психол. Фак. Университетов / Р.В. Овчарова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 448 с.10. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности:        Социальное гражданство инвалидов в современной России. – Саратов: Изд-во  «Научная книга», 2006.11. Лошакова И. И., Ярская-Смирнова Е. Р. Интеграция в условиях        дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов //       Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей.     Саратов: Изд-во Пед. ин-та СГУ, 2002.12. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 368 с.13. Щербакова А.М., Шеманов А.Ю. Дискуссионные вопросы развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью // Психологическая наука и образование. 2010. №2. – C. 63-8.