Презентация Технология исследовательской деятельности в начальной школе


Технология исследовательской деятельности в начальной школе Ромыш Людмила Ивановна учитель начальных классов МКОУ СОШ №6 г. Бирюсинска «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».Г.Э. Лессинг Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается как стиль жизни современного человека Проблема исследования заключается в том, что технология проектной деятельности слабо проработана в методике начального обучения. В то время как существует необходимость использовать эту технологию для осуществления связи теории с практикой в начальной школе. Гипотеза Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:    - самостоятельного мышления;    - решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;    - навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.      Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.     Новизна Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании Ведущая педагогическая идея Метод учебного проекта - один из путей формирования:готовности к целеполаганию;готовности к оценке;готовности к действию;готовности к рефлексии;готовности к самовоспитанию и самообразованию. Цель работы развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентности личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Задачи Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:– видеть проблему;– задавать вопросы;– выдвигать гипотезы;– давать определения понятиям;– классифицировать;– наблюдать;– проводить эксперимент;– делать выводы и умозаключения;– структурировать материал;- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.     Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся: соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;добровольность выбора темы учащимся;максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности. Участники проекта учитель учащиеся родители Принципы организации исследовательской деятельности учёт интересов детей;учение через деятельность;познание и знание являются следствием преодоления трудностей;сотрудничество участников педагогического процесса;свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проектов. Классификация исследовательских проектов по продолжительности - мини-проекты (1 ч);краткосрочные проекты (2-6ч); среднесрочные (12-15 ч); - долгосрочные проекты (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д. Этапы исследовательской деятельности - мотивационный - планирующий - информационно-операционный - рефлексивно-оценочный Формы продуктов исследовательской деятельности web-сайт; анализ данных социологического опроса; атлас, карта; видеофильм; выставка; газета, журнал; действующая фирма; законопроект; игра; коллекция; костюм; модель; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; оформление кабинета; постановка; праздник; прогноз; система школьного самоуправления; справочник; сравнительно-сопоставительный анализ; учебное пособие; экскурсия. Модель работы с одарёнными детьми на ступени начального образования   1. Индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах:а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений), оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи). Модель работы с одарёнными детьми на ступени начального образования  2. Групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами).3. Массовые формы.Сюда можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях, походах. Процесс реализации ученической исследовательской деятельности Этап 1– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне «ученик – ученик», «ученик – учитель» и т. д.;– анализ полученных результатов;– формирование коррекционных групп;– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);– рефлексия (анализ динамики изменений);– мониторинг. Процесс реализации ученической исследовательской деятельности Этап 2Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.Этап 3Индивидуальная работа научного руководителя с обучающимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя. Процесс реализации ученической исследовательской деятельности Этап 4Оформление обучающимися  выполненных исследований, работа на компьютерах в кабинете информатики в школе. Рецензии научных руководителей.Этап 5Итог исследовательской работы – это участие в ежегодных научно-исследовательских конференциях для обучающихся начальной школы. Последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметнымот личных проектов к групповым и общеклассным Презентация (защита) проекта Необходимо:- помочь ученикам произвести самооценку проекта- помочь учащимся оценить процесс проектирования - помочь ученикам подготовить проект к презентации Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности: - самостоятельность- целеустремленность- ответственность- инициативность- настойчивость- толерантность Группа компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние у младших школьников: - исследовательские- социального взаимодействия- оценочные - информационные - презентационные - рефлексивные- менеджерские Участвуя в проектной исследовательской деятельности, младшие школьники демонстрируют: готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения);готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой;владение коммуникативными навыками, толерантностью;умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач. Вывод: эффективность использования технологии проектно-исследовательской деятельности в начальной школе - это не просто один из методов обучения- это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Рекомендуемая литература: 1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература"3. Савенков А.И. Рабочая тетрадь для младших школьников.4. Энциклопедия вопросов и ответов. Когда?, М., Росмэн, 2008.5. Энциклопедия для любознательных. Почему и отчего?, М.:Астрель,2010. Успехов Вам в творчестве!