Презентация к докладу Проектно-исследовательская деятельность на уроках в начальной школе


Муниципальное общеобразовательное учреждениеРощинская средняя общеобразовательная школа«Образовательный центр»Волжского района Самарской области Проектно – исследовательская деятельность на уроках в начальной школе О. Н. Лоскутова-учитель начальных классов Цель: рассмотреть возможности использования проектно-исследовательской деятельности для повышения качества образования детей младшего школьного возраста Задачи: активизация взаимодействия учебной и внеурочной деятельности учащихся;определение мотивации, желания и умения учиться;умение работать с информацией и передавать её другим; повышение качества образования; установление межличностных взаимоотношений, отношения к себе, к окружающим, к школе. Определение проектно – исследовательской деятельности В педагогике под «проектом» принято понимать любую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи ; он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы. Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов. Дети не производят новые знания, а приобретают навыки исследования. 1 группа ( ботаники) 1. Какие растения растут в лесу? 2. Как растения приспосабливаются к жизни? (Корни, стебель, листья) 2 группа (зоологи) 1. Какие животные и птицы обитают в лесу? 2. Как они приспособились к жизни? (на примере постоянных обитателей). Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска. Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска. Хищные птицы: чем питаются, оперение, окраска. Хищные животные: чем питаются, мех, окраска. Урок окружающего мира. 3 класс.Тема: «Экосистема леса». 3 группа (экологи) 1.Роль леса в жизни человека. 2. Экологические проблемы леса. 3. Охрана природы леса. 4 группа (филологи)1. Соедините начало и продолжение пословиц.Не беречь поросли- плохой человек не сдержит слова.Зелёная ограда - а дрова припасай.Лесная сторона не одного волка, будет служить тебе и внуку.Дальше в лес - будет хлеб боле.Сажай лес в поле - не видать и леса.На молодой лес не поднимай руку, нивам отрада.Кривая берёза не удержит снега, а мужика кормит.На весну надейся, и дома замёрзнешь. В лес не съездишь больше дров.2. Вспомните правила, которые помогут не заблудиться в лесу. Коллективная работа. Какие птицы обитают в нашей местности. Изображение птиц. Внешний вид. Повадки. Загадки о птицах. Занимательный материал. Кроссворды. Результат «Книжка – раскраска» Урок окружающего мира. 3 класс.Тема: «Пернатые изобретатели». Книжка-раскраска«Наши пернатые друзья» Карточка № 1- Внимательно прочитайте вопросы и дайте краткие ответы.- Что можно узнать о предмете с помощью глаза? - Из каких частей состоит глаз?- Какая из этих частей самая объёмная?- Что примыкает к глазному яблоку сзади?- Чем защищено глазное яблоко спереди?- Какую роль выполняет зрачок?- Что расположено за зрачком?- Что влияет на цвет глаз человека?- От чего защищают глаз брови и ресницы?- Какой орган контролирует чёткость изображения? Проверьте написанное. Строение глаза Урок окружающего мира. 4 класс.Тема: «Окна в окружающий мир. Охрана зрения»1 группа (анатомия) Карточка №1 Прочитайте предложения. Верные предложения отметьте знаком +, неверные – знаком – и подчеркните в них ошибки. 1. Глазное яблоко представляет собой шарообразную тёмную камеру.2. Переднюю стенку этой камеры выстилает чёрная плёнка – сетчатка.3. Спереди глаз защищён прозрачной роговицей.4. В темноте зрачок расширяется, чтобы пропустить в глаз побольше света.5. При ярком свете зрачок расширяется, чтобы пропустить в глаз побольше света.6. Перед зрачком расположен хрусталик.7. Хрусталик действует, как объектив фотоаппарата. 8. Сигналы от сетчатки идут по слуховому нерву в полушария головного мозга. 9. Для поддержания абсолютной прозрачности роговица увлажняется слезами и протирается морганием век. 10. Брови и ресницы нужны человеку только для красоты. Карточка №2Соедините фразеологизм с его значением.Хлопать глазами сильно удивитьсяГлаза на лоб лезут приятно смотреть на что – тоГлаза разгорелись посмотри внимательноРаскрой глаза бессмысленно смотретьГлаз радуется захотелось что – то получитьВнимательно прочитайте ещё раз, проверьте всё. 2 группа (филология) Карточка № 1Отгадайте кроссворд. Запишите слова, и вы получите название главного чувства, позволяющего человеку познавать мир.1. Он регулирует попадание света внутрь глаза.2. Линза, меняющая свою выгнутость.3. Экран в глазу.4. Оболочка, которая бывает разноцветная иокружает зрачок.5. Как изменяется зрачок в темноте?Что защищает глаз от яркого света и пыли. Проверьте, всё ли вы правильно написали. 3 2 1 5 4 6 Хоть мальчуган был очень мал, Он видел далеко.Алеша вывески читалСвободно и легко.Он много книжек прочиталПро войны, приключения.При этом, видимо, не зналЧто лёжа вредно чтение.В кровати он любил читатьИ на большом диване.А если правду вам сказать,Готов читать и в ванне.Алеша как–то раз идёт:Плывёт к причалу теплоход – Осталось метров 300.А пароход всё ближе.«Серов», - кричат вокруг- А я не вижу. –Сказал Алёша вдруг.Все буквы у названьяСлились на расстоянье…Жаль Алёшу, плачь, не плачь,Но очки пропишет врач.Напрасно ты, Алёша, Читал так много лёжа. Наша Галя подросла,В первый класс она пошла.Маленькая ГалочкаНачала учиться – Девочка хорошаяНе должна лениться.Маленькая Галочка от души стараласьНад тетрадкой новенькой Низко наклонялась.Выводила палочкиМаленькая Галочка.Наклонялась бочком,Помогала язычком, Изгибалась, как вопрос,Словно пишет Галин нос…Пробежал за годом годТут родные увидалиЩурить глазки стала Галя.Галя еле доску видит,Что там пишут – не понять,Слов никак не разобрать.Плохо видит Галя вдаль.И врачи сказали: «Жаль,В этом ты сама повинна.Вот беды твоей причины:Ты держала книгу близко.Ты к письму склонялась низко.Над тетрадкой над столомНагибалась крючкомВот и стала близорука – Это и другим наука. Шилом узел на верёвкеРазвязать пытался Вовка.Сорвалась рука и, и шилоГлаз у Вовки повредило.Шило, ножницы, ножиТы в игрушках не держи – Ведь поранить очень простоМожно глаз предметом острым. Получила двойку АллаСлёзы капали из глаз.Рукавом их вытирала,Помогал ей целый класс.Ты запомни, Алла, сразу – В глаз легко внести заразу.Глаз не трогай рукавом,Только чистеньким платком. 3 группа (гигиена) Карточка №3 Составьте памятку «Как же нужно поступать, чтобы наши глаза были всегда здоровы». Прочитайте стихи и запишите то, что нельзя делать.Не Не Не Не Дополните список своими правиламиНеНеНеНе 1 группа.Пользуясь словарём С. И. Ожегова, дайте определение, что такое сердце.2. Какое значение слова подойдёт к нашей теме?Какое значение используют поэты? Придумайте эпитеты к слову сердце.4. Соедините фразеологизм и его значение:Положа руку на сердце понравилосьОт чистого сердца искреннеСердце кровью обливается забыть кого-либоСердце не камень откровенноВырвать из сердца почувствовать облегчениеОтлегло от сердца пожалел кого-либоПо сердцу пришлось чувствовать сострадание, горестьВнимательно прочитайте ещё раз, проверьте всё. 2 группа.Сердцем человек реагирует на окружающий мир. А как и что чувствует само сердечко? Если оно могло говорить, что рассказало бы нам?Представьте себя сердцем и напишите мини – сочинение.В груди какого человека ты бьёшься?Что тебя радует? А что огорчает?О чём ты мечтаешь? 3 группа.1. Составьте режим дня для здорового сердца.2. Влияние вредных привычек на работу сердца.3. Придумайте вредные советы «Как погубить сердце» Урок окружающего мира. 4 класс.Тема: «Сердце» 1 группа (растениеводство)1. Посмотрите в словаре, как толкует слово растениеводство С. И. Ожегов.2. Перечислите отрасли растениеводства.3. Чем занимается каждая отрасль, её особенности?4. Какие отрасли растениеводства получили развитие в нашем крае? 2 группа (животноводство)1. Посмотрите в словаре, как толкует слово животноводство С. И. Ожегов.2. Перечислите отрасли животноводство 3. Чем занимается каждая отрасль, её особенности?4. Какие отрасли животноводство получили развитие в нашем крае? Домашние животные Культурные растения Блюдо Материал Отрасль Изделие 3 группа (экология)1. Вспомни, что ты вчера ел, и из каких растений и животных состояла твоя пища. 2. Исследуй свою одежду и обувь. Напиши, какие отрасли животноводства и растениеводства являются производителями сырья для их изготовления. 3. Вспомни, для чего нужны ядохимикаты. Чем можно их заменить. Чем заменить Для чего Урок окружающего мира. 4 класс.Тема: «На службе у человека» На уроке окружающего мира Математика 4 класс. Тема: «Скорость сближения и скорость удаления» Задание. Подберите для каждого случая движение подходящую схему и решите задачу. «По шоссе едут автомобиль и грузовой трейлер. Скорость автомобиля 93км/ч, а скорость трейлера - 87км/ч. Увеличится или уменьшится расстояние между ними через 2 часа и на сколько, если они едут: 1) навстречу друг другу; 2) в противоположных направлениях; 3) автомобиль догоняет трейлер; 4) трейлер едет сзади автомобиля?» 93км/ч 87км/ч 87км/ч 93км/ч 93км/ч 87км/ч 93км/ч 87км/ч Выводы :1) Vсбл = V1+V23) Vсбл = V1-V22) Vуд = V1+V2 4) Vуд = V1-V2Решение задачи:1) Машины сблизятся на (93+87)*2 = 360км2) Машины удалятся на (93+87)*2 = 360км3) Машины сблизятся на (93 - 87)*2 = 12км4) Машины удалятся на (93 - 87)*2 = 12км 1. Чтение рассказа В. Драгунского «Что я люблю» 2. Написание изложения «Что я люблю» по отрывку из данного произведения. 3. Чтение рассказа В. Драгунского «Что любит Мишка» и анализ прочитанного. 4. Анализ вариантов сочинения на данную тему. Русский язык. 4 класс.Тема: «Р/р. Сочинение «Что я люблю». Что я люблю. Каждый человек особенный. Он что–то любит, а что–то нет. Я очень люблю, когда на улице хорошая погода, светит солнце, и у всех хорошее настроение. Тогда мама и папа больше улыбаются и меньше сердятся на меня, если что не так. Я люблю своих родителей. Они много работают и устают, но стараются почаще быть со мной, и вместе нам очень хорошо. Я люблю, когда мы живём на даче и уезжаем кататься на велосипедах. Так весело ехать впереди всех быстро – быстро, звенеть в звоночек и кричать во всё горло или распевать песню. Это так здорово, весело! Ещё я люблю, когда вечером мама читает мне вслух. Я и сама хорошо читаю, но слушать люблю с детства! У мамы спокойный тихий голос, очень добрый и смешливый. Потом мы просто разговариваем обо всём. Я люблю читать весёлые книжки, петь и рисовать всё красивое. Очень люблю цветы и в букетах, и на клумбах, и просто в лесу. Мне нравится рассматривать, какие у лепестков разные цвета и оттенки. Я люблю всё красивое, весёлое и доброе. Что я люблю. Внутри каждого человека сосредоточен целый мир . Этот мир, как мозаика, складывается из пристрастий человека. В моей жизни есть то, что я особенно люблю. Главная моя любовь – каникулы. В эти дни я ни от кого не завишу и могу заниматься своими любимыми делами. Я воображаю себя модельером и шью красивые изделия, придумываю причёски для сестрички. Я люблю погулять, особенно, когда на улице собирается компания детей из нашего класса. Вот тогда я вспоминаю школу и скучаю по ней, особенно по учительнице, которую тоже люблю. В школе она заменяет нам родителей. Мама и папа – самые близкие люди, моя семья, мне хорошо дома в их кругу. Я обожаю родителей и хочу, чтобы они мной гордились. Люблю помогать маме по хозяйству. В свободное время я люблю смотреть телевизор, особенно «Дисней – клуб», много читаю о животных. Я интересуюсь историей динозавров. Мне нравится всё яркое, интересное, сочное. Мозаика моей жизни состоит из красивых, разноцветных частичек. Я люблю жизнь. Русский язык. 4 класс.Тема: «Р/р. Сочинение «Что я люблю». Русский язык. 4 класс.Тема: «Р/р. Сочинение «Что я люблю». 5. Составление плана сочинения (сначала одного из данных образцов, затем рабочего плана) 6. Работа в черновиках. Даются варианты вступления. 1.Меня зовут…Мне …лет. Я хочу рассказать вам о себя. 2) Если хочешь узнать человека, расспроси его о том, что он любит. И тогда ты многое поймёшь. 7. Чтение первого варианта сочинения, самооценка, самопроверка. 8. Переписывание работы на чистовик (домашнее задание) Русский язык. 4 класс.Тема: «Р/р. Сочинение «Что я люблю». 4 Проектно-исследовательская деятельность характеризуется как: Личностно-ориентированнаяОбучающая взаимодействию в группе и групповой деятельностиРазвивающая умения самовыражения, самопрезентации и рефлексииФормирующая навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой деятельностиВоспитывающая целеустремлённость, ответственность, инициативность и творческое отношение к делуИнтегрирующая знания, умения и навыки из разных дисциплин Качество знаний учащихся