Презентация по немецкому языку на тему Актуальность технологии развития критического мышления на уроках немецкого языка в условиях реализации ФГОС


Актуальность технологии развития критического мышления на уроках немецкого языка в условиях реализации ФГОС Осипова Татьяна Александровна учитель немецкого языка МБОУ г. Ростова-на-Дону «Лицей №20» Первомайский район


« Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью»Ключевые слова:Критическое мышление,Стадия вызова,Стадия осмысления,Стадия рефлексии,Методические приемы и стратегии,Инновационные технология



В настоящее время существует множество определений критического мышления.В своей книге «Психология критического мышления» (2000 г.) Д.Халперн пишет: « Критическое мышление – это использование когнетивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата». Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи.По определению И.О. Загашева и С.И. Заир-Бека « под критическим мышлением понимается «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.Один из авторов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМГ) Д. Клустер в своей статье «Что такое критическое мышление?» (международный журнал «Перемена» 2001 г. №4) выделяет 5 параметров критического мышления:Критическое мышление есть мышление самостоятельное.Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.Критическое мышление стремиться к убедительной аргументации.Критическое мышление есть мышление социальное.В России технология критического мышления появилась в 1997 году, основным источником о ней по-прежнему остается Интернет и сайт международного журнала «Перемена».




Целями технологии развития критического мышления являются:1.Мотивация к учению 3.Развитие  рефлексивного умения    4. формирование 2. Расширение знаний и развитие интеллектуальных обобщенийумений  Цели ТРКМ Основные направления формирования мыслительной деятельности у учащихся в технологии РКМЗаинтересовать учащихсяПобудить к деятельностиСоздать условия для обобщенияНаучить добывать информациюСпособствовать развитию критического мышленияНаучить самоанализуНаучить рефлексииКритическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлены. Технология развития критического мышления отвечает требованиям ФГОС, так как предполагает равноправное взаимодействие субъектов обучения, диалогическим отношениям, выслушивать, понимать и принимать другие мнения, сопоставлять разные подходы. Таким образом, учитель добивается достижения учениками ключевых, личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы по ИЯ, реализует современные подходы к образованию.ТРКМ можно отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным программам инновационного обучения. Технология развития критического мышления на уроках ИЯ выделяется среди инновационных педагогических технологий удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Базовая модель ТРКМ состоит из трех фаз: Вызов – Осмысление – Рефлексия. Структура ТРКМ, разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Г. Темплом, стройна и логична, так как все её этапы соответствуют закономерным этапом когнетивной деятельной личности.1. Вызов. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика, побудить к активной работе на уроке и дома. Стадия вызова может осуществляться в самых различных модификациях:Составление кластераМозговой штурмАссоциативная таблица и другие 2. Осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На этой стадии ученики самостоятельно работают с текстом, определяя свой смысл прочитанного или увиденного, прослушанного (просмотр фильма, слушание аудиотекста). Методические приемы:«инсерт»«фишбоун»«идеал» и другие3. Рефлексия. На этой стадии основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование собственного мнения. На этой стадии «работают» все приемы: таблицы, схемы, кластеры, способствуют установлению причинно-следственных связей между блоками информации. Ключевые слова, верные и неверные утверждения становятся основной для дальнейшей работы: обмена мнениями, написания эссе, синквейнов, дискуссий, деловых игр. Рефлексия направлена на пояснение смысла нового материала и на построение плана дальнейшего обучения. Все вышеизложенное обобщает и систематизирует следующая таблица Технология развития критического мышления — стадии и методические приемы{69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}ТехнологичекиеэтапыДеятельностьучителяДеятельностьучащихсяВозможные приемы и методыI стадия (фаза) Вызов (evocation):актуализация имеющихся знаний;пробуждение интереса к получению новой информации;постановка учеником собственных целей обучения.Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работеУченик «вспоминает», что ему известно по предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; мозговая атака; проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.II стадия Осмысление содержания (realization of meaning):- получение новойинформации;-корректировка учеником поставленных целей обученияНаправлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информацииМетоды активного чтения: «инсерт»;«фишбоун»;«идеал»; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы {BC89EF96-8CEA-46FF-86C4-4CE0E7609802}На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента - индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.III. Рефлексия (reflection): -размышление, рождение нового знания; целей обучения.Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям- предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информацииУчащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.Заполнение кластеров, таблиц.Установление причинно- следственных связей между блоками информации.Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям Ответы на поставленные вопросы.Организация устных и письменных круглых столов.Организация различных видов дискуссий.Написание творческих работ.Исследования по отдельным вопросам темы.На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах. Учитель, работающий в рамках ТРКМ должен осознавать, что его работа будет продуктивной, если правильно выбран:Информативный материал, способствующий развитию КМ;Метод занятия. В технологии критического мышления используются как традиционные способы и приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учеников, так и специфические, разработанные авторами данной технологии. Некоторые методические приемы и стратегииКластер (гроздь) – графический прием систематизации материала. Кластеры могут стать ведущим приемом как на стадии вызова и на стадии рефлексии, так и стратегии урока в целом. В центре – наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы Schulnoten SchulsubjektsSchulkleidung Schulräume Schulsachen Schultypen Schulfächer die Schule В УМК для 8-го класса (авторы И.Л. Бим, Л.В. Садомова) в рабочей тетради предъявлена ассоциограмма на данную тему, но кластер не только систематизирует и расширяет данную тему, но и устанавливает причинно-следственные связи Прием «тонких» и «толстых» вопросов Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, чтения текста;на осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;на стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов{5DA37D80-6434-44D0-A028-1B22A696006F}Dühne Fragen ( тонкие)Dicke Fragen ( толстые)Wer…? Was…?Wann…?Wie…?Wo…?Möchtest du den Auszug weiter lesen?Erkläre, warum nimmt Eva den Weg über den Park?Was denkt ihr, gefällt Eva der Junge?Wie beschreibt ihr das Verhalten des Jungen?Sind euch die Hauptpersonen sympatisch oder nicht?Welche Meinung über den Auszug habt ihr, eine positive oder negative?Wie ist die Hauptidee des Auszuges?Это прием использован при чтении отрывка из книги М. Пресслер «Горький шоколад» - «Bitterschokolade». УМК для 9-го класса (авторы И.Л.Бим, Л.В. Садомова) Методический прием – «Диаграмма Венна» Может быть использован на стадии вызова и рефлексии Приём Инсерт ( авторы Воган, Эстес) Прием эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико-грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образами и грамматическими структурами. При чтении текста ученики на полях расставляют пометки карандашом (или можно использовать полоску бумаги): «V» – уже знал; «+» - новое; «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы.После чтения текста с маркировкой ученики заполняют маркировочную таблицу. Методический прием «Фишбоун» ( Д. Баланка) – рыбья костьВ «голове» скелета рыбы обозначена проблема. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения проблемы, на нижних ученик по ходу чтения выписывает факты, отражающие суть и, наконец, решение проблемы. Возможна индивидуальная, парная, групповая работа. Использование приема «Фишбоун» возможно как для работы с небольшим объему текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации Стратегия решения проблем «Идеал»И – Идентифицируйте проблему в самом общем виде.Д – Доберитесь до сути! Школьники формулируют проблему в виде вопроса. Вопрос должен быть конкретным и начинаться со слова «Как?» - «Wie?», в нем должны отсутствовать отрицания.Е – Есть варианты решения. Чем больше решений, тем лучше, критика запрещена.А – А теперь за работу! Выбор оптимального варианта, ученики, взвесив все за и против, выбирают лучший вариант решения проблемы.Л – Логические выводы.На последнем этапе учащиеся анализируют проделанную работу с помощью листа для решения проблем.Лист для решения проблем.Какую главную проблему должны решить герои?Какой важной информацией снабдил нас автор?Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Что еще нужно знать героям?Каковы три главных способа решения проблемы?Какой из выбранных вами способов наилучший и почему? Работать можно в пара, последовательно переходя от пункта к пункту данной таблицы. Учитель заполняет свободную таблицу на доске. Совместная деятельность школьников является неотъемлемой частью проблемного подхода для формирования критического мышления. Умение отстаивать свою точку зрения – важнейшее качество, характеризующее критически мыслящего человека. Важным является и другое качество – умение отказаться от своей ошибочной точки зрения. Анализ содержания УМК по немецкому языку для 7-8-9 классов (авторы И.Л. Бим, Л.В. Садомова) демонстрирует различные приемы и методы: ассоциограммы, верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, проблемные вопросы pro и contra, организация различных видов дискуссий, проекты, что позволяет активизировать познавательную деятельность учеников. Нетрадиционные педагогические технологии, в том числе ТРКМ, повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, дают ученикам ощущение творческой свободы. Результаты использования технологии критического мышления:{5DA37D80-6434-44D0-A028-1B22A696006F}Для учащихсяДля учителяПовышение эффективности восприятия информации;Повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;Умение критически мыслить;Умение ответственно относиться к собственному образованию;Умение работать в сотрудничестве с другими;Повышение качества образования учеников;Желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.Умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;Возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;Стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;Стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Таким образом, использование технологии критического мышления в преподавании иностранного языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становиться организатором самостоятельной, учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможность для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности. Литература:Вестник «Муниципальное образование: инновации и эксперимент» №3, 2013, стр 22-26Берстенова А.Б., Фишер М.М. Теоретические аспекты технологии критического мышления. «Педагогика и современность» №2, 2015 г.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб изд. Альянс «Дельта» 2003 г. – 192 с.Заир-Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. М. изд-во Просвещение 2004 г. – 175 с., 2011 – 224 с.