Формирование познавательной активности на уроках в классах для детей с ТМР


Формирование познавательной активности на уроках в классах для детей с умеренной и тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми множественными нарушениями развития Учитель: Панасенко Л. Д. Познавательная активность это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой потребности в познании нового- является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации, а отсутствие является показателем серьёзных недостатков в организации обучения Познавательная активность как педагогическое явление -это двусторонний взаимосвязанный процесс с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося, а с другой- результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности ученика Уровни познавательной активности у детей с ТМНР Нулевой уровеньОтносительно-активный уровеньАктивный уровень Создание развивающей среды в классе Формы организации познавательной среды -регламентированные формы;-нерегламентированные формы;-самостоятельная деятельность детей. 1. Познавательные сказки 2. Экскурсии в природу 3. Познавательные игры и забавы(Игры и игровые упражнения) 1. Игры-упражнения. 2. Игры-путешествия. 3. Игры-соревнования. 4. Игры-энергизаторы. Игры -упражнения Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Игры-путешествия Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Игры - соревнования Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды. (кто быстрее соберёт буквы) Игры - энергизаторы Энергизаторы - это короткие упражнения, восстанавливающие энергию учащихся. Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности класса, восстанавливать интерес к занятию и концентрацию внимания участников, продолжать продуктивно работать 4.Наблюдения за природой 5. Интеграция познавательного содержания в другие виды деятельности и в режимные моменты Мероприятия по развитию речи Формирование элементарных математических представлений Музыкальные занятия Спортивные праздники 6. Организация взаимодействия с семьями воспитанников Родительские собранияСемейные советыМастер – классСовместные праздникиКонсультации Основные требования к методике обучения тяжело умственно отсталых детей младшего возраста. 1.Использование игровой формы как доминирующей 2. Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения. 3. Использование подражательности, свойственной тяжело умственно отсталым детям.4. Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами. 5. Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. 6. Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована. 7. Частая смена видов деятельности на занятии.8. Большая повторяемость материала.9. Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Вся учебно-воспитательная работа с детьми с ТМНР должна проводиться систематически и строиться так, чтобы обучение, по любому предмету, каждое школьное мероприятие носили коррекционно-воспитательный характер и развивало познавательную активность детей. Вся учебно-воспитательная работа с детьми с ТМНР должна проводиться систематически и строиться так, чтобы обучение, по любому предмету, каждое школьное мероприятие носили коррекционно-воспитательный характер и развивало познавательную активность детей. Спасибо за внимание