Урок-игра Готовимся к ЕНТ


УРОК-ИГРА «ГОТОВИМСЯ К ЕНТ» ТИП УРОКА: ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ Цели урока:Повторить в форме занимательной игры основные разделы языкознания;Совершенствовать навыки анализа текста;Закрепить орфографические и пунктуационные навыки;Обучать навыкам работы с тестами для подготовки к ЕНТ;Развить интерес к предмету, логическое мышление;Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности на уроках. В 1 раунде «Орфография» участникам предлагаются 3 темы, содержащие 3 вопроса каждая:Фонетика, орфоэпия, орфография.Морфемика, словообразование, орфография.Морфология, орфография. Во 2 раунде «Синтаксис и пунктуация» 2 темы, содержащие по 3 вопроса каждая:Словосочетание. простое предложение.Сложное предложение. В 3 раунде «Текст» 2 темы, содержащие по 3 вопроса каждая:Типы и стили речи.Изобразительно-выразительные средства языка. ОТБОРОЧНЫЙ ТУР Первой начинает игру та команда, которая правильно продолжит пословицу:«Не стыдно не знать, стыдно …»«Кто грамоте горазд, тому …» 1 РАУНД «ОРФОГРАФИЯ» 1. Расположите слова в порядке уменьшения в них звуков. 1. соль 2. каша 3. вечер 4. собака(1 балл) 1 командаА. 4321Б. 1234В. 3124Г. 2431 2 командаА. 4321Б. 1234В. 3124Г. 2431 1. Фонетика, Орфоэпия, Орфография. 2. В каком слове на месте буквенного сочетания -чн- звучит -шн- ? (2 балла) 1 командаА. конечноБ. сердечноВ. кирпичныйГ. личный 2 командаА. конечноБ. сердечноВ. кирпичныйГ. личный 3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? (3 балла) 1 командаА. лгАлаБ. клАлаВ. пролИлаГ. порвАла 2 командаА. лгАлаБ. клАлаВ. пролИлаГ. порвАла 2. Морфема, Словообразование, Орфография. 1. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке: пустой – пустыня - … - пустынно? (1 балл) 1 командаА. пустотаБ. пустырьВ. опустошитьГ. пустынный 2 командаА. пустотаБ. пустырьВ. опустошитьГ. пустынный 2. Найдите «третий лишний»: прервать, премия, премудрый. (2 балла) 1 командаА. прерватьБ. премияВ. премудрый 2 командаА. прерватьБ. премияВ. премудрый 3. Укажите способ образования слова -собеседники-.(3 балла) 1 командаА. приставочныйБ. суффиксальныйВ. приставочно-суффиксальный 2 командаА. приставочныйБ. суффиксальныйВ. приставочно-суффиксальный 3. Морфология, орфография. 1. В каком примере есть ошибка в употреблении собирательного числительного? (1 балл) 1 командаА. семеро иностранцевБ. у двоих лисятВ. обоими рукамиГ. трое сапог 2 командаА. семеро иностранцевБ. у двоих лисятВ. обоими рукамиГ. трое сапог 2. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква -и- ? А. солом…нка Б. подчёрк…вать В. усидч…вый Г. затм…вать (2 балла) 1 командаА. А Б В ГБ. Б ГВ. А Б ВГ. А В Г 2 командаА. А Б В ГБ. Б ГВ. А Б ВГ. А В Г 3. Укажите верную морфологическую характеристику слова –помогающего-(3 балла) 1 командаА. действительное причастиеБ. страдательное причастиеВ. деепричастиеГ. существительное 2 командаА. действительное причастиеБ. страдательное причастиеВ. деепричастиеГ. существительное 2 РАУНД «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ» 1. Словосочетание. Простое предложение. 1. В каком словосочетании неправильно выделено главное слово: читать книгу, в весеннем лесу, наша бригада?(1 балл) 1 командаА. читать книгуБ. в весеннем лесуВ. наша бригада 2 командаА. читать книгуБ. в весеннем лесуВ. наша бригада 2. Укажите способ связи слов в словосочетании -незнакомых тебе- (2 балла) 1 командаА. согласованиеБ. управлениеВ. примыкание 2 командаА. согласованиеБ. управлениеВ. примыкание 3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Пушкин познакомился с Далем в начале 30-х годов 19 века ( ) и с восторгом встретил выход в свет его книги «Русские сказки»(3 балла) А. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая;Б. Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая;В. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна;Г. Сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна. 1 командаА. Б. В. Г. 2 командаА. Б. В. Г. 2. Сложное предложение. 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?(1 балл)Мужество (1) похоже не добродетель (2) повинуясь (3) которой (4) люди совершают прекрасные дела. 1 командаА. 2, 4;Б. 2, 3;В. 3, 4;Г. 2; 2 командаА. 2, 4;Б. 2, 3;В. 3, 4;Г. 2; 2. Какой знак нужно поставить в данном предложении на месте скобок?(2 балла) Вставать ему не хотелось ( ) в избушке было очень холодно и сыро. 1 командаА. двоеточиеБ. тиреВ. запятаяГ. точка с запятой 2 командаА. двоеточиеБ. тиреВ. запятаяГ. точка с запятой 3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: В детстве происходят самые невероятные события ( ) и снятся самые яркие сны.(3 балла) А. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая;Б. Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая;В. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна;Г. Сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна. 1 командаА. Б. В. Г. 2 командаА. Б. В. Г. 3 РАУНД «ТЕКСТ» 1. Типы и стили речи. 1. В каком стиле текста утверждается или опровергается какая-нибудь мысль? В нём выделяются 3 части: а) тезис – основное утверждение, четко сформулированная мысль; б) доказательство, аргументы, подтверждающие тезис; в) вывод, вытекающий из доказательства (заключение). (1 балл) 1 командаА. описаниеБ. рассуждениеВ. повествование 2 командаА. описаниеБ. рассуждениеВ. повествование 2. Определите тип и стиль речи данного текста:Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившейся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от растительности лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне… (Из статьи энциклопедического словаря).(2 балла) 1 командаА. Научный стиль, описаниеБ. Художественный стиль, повествованиеВ. Публицистический стиль, рассуждение 2 командаА. Научный стиль, описаниеБ. Художественный стиль, повествованиеВ. Публицистический стиль, рассуждение 3. Определить стиль, тип текста. Найдите предложения с пунктуационными ошибками:Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит как боец подле красивой липы. Вы едете по зелёной, испещрённой тенями, дорожке; большие жёлтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе… (По И.С.Тургеневу) (3 балла) стиль – ____________________________тип речи – ___________________________пунктуационные ошибки:1)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Изобразительно-выразительные средства языка. 1. Какое средство выразительности использовано Есениным в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога»:1. О красном вечере задумалась дорога,Кусты рябин туманней глубины.Изба-старуха челюстью порогаЖуёт пахучий мякиш тишины.2. Осенний холод ласково и кроткоКрадётся мглой к овсяному двору… (1 балл) 1 командаА. АллегорияБ. ГиперболаВ. Олицетворение 2 командаА. АллегорияБ. ГиперболаВ. Олицетворение 2. Укажите название стилистического приёма, который использует К.Д.Бальмонт в стихотворении «Я – изысканность русской медлительной речи».Я – внезапный излом, Я – играющий гром, Я – прозрачный ручей,Я – для всех и ничей.(3 балла) 1 командаА. АнафораБ. ИнверсияВ. Эпифора 2 командаА. АнафораБ. ИнверсияВ. Эпифора 3. Какие средства выразительности используются в данном тексте? (3 балла)А лес всё пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь… «Что сделаю я для людей!?» – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни. (М.Горький).Список терминов:1) Гипербола                                            6) Оксюморон2) Литота                                                7) Градация3) Сравнения                                            8) Однородные члены предложения4) Олицетворения                                  9) Обособленные определения5) Эпитеты                                            10) Назывные предложения О красоте человеческих лицЕсть лица, подобные пышным порталам,Где всюду великое чудится в малом. Есть лица — подобия жалких лачуг,Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лицаЗакрыты решетками, словно темница. Другие — как башни, в которых давноНикто не живет и не смотрит в окно. Но малую хижинку знал я когда-то,Была неказиста она, небогата, Зато из окошка ее на меняСтруилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик и чудесен!Есть лица — подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нотСоставлена песня небесных высот. Николай Алексеевич Заболоцкий «Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды.» А. Блок Вопросы к стихотворению. Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом. Меняются ли чувства на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся.В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если да то какая?Цвет стихотворения.Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего)Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня, баллада)Значение художественных средств. (сравнение, метафора, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон)Моё восприятие этого стихотворения. Этап рефлексии Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности В.В. Виноградов. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1 командаДевочка отпрашивается на дискотеку. Родители её не отпускают. Убедите их, что вам необходимо пойти туда.2 командаУчитель собирается выставить 3 за четверть. Убедите его, что вам нужна только 5.