Презентация Развитие пространственных и временных представлений у учащихся с нарушениями в развитии на занятиях игрокоррекции


Развитие пространственных и временных представлений у учащихся с нарушениями в развитии на занятиях игрокоррекцииХрамцова А.П.,учитель основные группы Пространственные представления о собственном теле. -в отношении собственного лица; -по отношению к телу в целом; -по отношению к руке.Пространственные представления о взаимоотношении объектов в пространстве. -по вертикали; -по горизонтали; -в направлении право-лево.Координатные и метрические представления (взаиморасположение частей рисунка)Временные ряды: -сутки; -неделя; -времена года. Этапы работы1. Работа над вертикалью.Работа начинается со схемы лица. Совместно с детьми находим середину лица (нос), затем ставим руки на уровне носа и двигаем ими вверх, а обратно – через стороны. Фиксируем, что выше носа (глаза, брови, лоб, волосы). Затем – что ниже носа (рот, подбородок, шея). При работе со схемой лица использовались игры «Ветрянка», «Артист», наглядный материал (схемы, таблицы, зеркала).Работа со схемой тела: что выше живота, ниже плеч, ниже колена и т.д.Работа с набором «Лего», картинами (игры «Строительство дома», «Лифт», «Магазин», «Лестница» и др.). Отработка понятий «выше», «ниже», «над», «под».2. Работа над горизонтальной плоскостью («ближе», «дальше»).Работа с телом (на вытянутой руке – что дальше от тела: кисть или локоть? Что ближе: пальцы или ладонь? И т.д.).Работа с геометрическими фигурами, наборами “Лего”, досками, игры “Клад”, “Теремок”, “Репка”Отработка понятий “ближе”, “дальше”, “перед”, “за”.3. Работа над горизонтальной ориентировкой «вправо» – «влево».Работа над понятиями «между», «слева», «справа». Использование меток.Овладение координатными представлениями относительно собственного тела (что левее по отношению к тебе).Работа над предметным рядом.Отработка понимания, использования детьми речевых конструкций «левее», «правее» (игры «Магазин», «Горсправка», «Соседи», «Муха», «Морской бой», «Шифрованное письмо» и др.).Работа с числовым рядом.4. Работа над временными представлениями.СуткиМесяцы.Времена года.Закрепление понятий «после» (зимы, весны), «перед» (летом, осенью), «между» (летом и зимой).5. Работа с чистым временем. Отработка понятий «раньше», «позже». Определение длительности временных интервалов (что длится дольше: секунда или минута – определение по секундомеру).Работа с представлениями, что такое прошлое и будущее («сегодня», «завтра», «вчера», «послезавтра», «позавчера».Составление режима дня.Расстояние и время (игры «Дорога в школу», «Свидание», «День рождения» и др.6. Работа с лингвистическим пространством.Работа с собственно языковым пространством: антонимы («большой» – «маленький», «холодный» – «горячий» и т.д.). Сравнение (большой (мячик), побольше, еще больше, самый большой).Работа с социоэмоциональным пространством («плохой» – «хороший», «добрый» – «злой»).        Дидактические игры и упражнения по пространственной и временной ориентировке.Пространственные представления о собственном теле. -в отношении собственного лица «Закрой глаза и скажи, что у тебя над глазами, под глазами, под носом, над носом, надо лбом, под губами». «А что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха» «Достань левой рукой правое ухо», «Достань правой рукой правое ухо» -по отношению к телу в целом «Покажи, что у тебя находится над плечами, под шеей, под коленями». -по отношению к руке «Что выше: плечо или локоть? Плечо или ладонь? Ладонь или запястье?Пространственные представления о взаимоотношении объектов в пространстве.-взаиморасположение объектов и тела по вертикальной оси (выше-ниже);-взаиморасположение объектов и тела по горизонтальной оси (вперед и назад от тела);-взаиморасположение объектов и тела в направлении вправо/влево от основной оси.Особенности координатных и метрических представлений ребенка (взаиморасположение частей рисунка). «Разрезные картинки»; Временные ряды. « Перечислить последовательность времен года, месяцев, дней недели». «Перед осенью бывает…», «После зимы наступает…», «Перед средой бывает…», «После пятницы наступает…» ВИДЫ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ   ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ НАБОРНОЕ ПОЛОТНО С СЕРИЕЙ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОКВопросы для закрепления пространственных предлогов:Назови предмет, который находится слева от цветка?Что находится между яблоком и брюками?Какая картинка расположена над тарелкой? И т.д. ИЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ («СХЕМА ЛИЦА», «СХЕМА ТЕЛА») Понятия «Верх»- «низ», «спереди»- «сзади», «справа»- «слева», ОТРАБОТКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ЧИСЛОВОГО РЯДА Сказка «РЕПКА» Сказка»ТЕРЕМОК» Игры с песком Игра «Как ворона в гости летала» Понятия «Верх»- «низ», «спереди»- «сзади», «справа»- «слева». Иллюстративный материал для занятий по развитию временных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья