Вариант стандарта _Д Вариант стандарта С


Вариант стандарта - СВариант стандарта-Д Дифференциация специального стандарта образования умственно отсталых детей Разработаны два варианта стандарта образования (С и Д), соответствующие общим и особым образовательным потребностям, диапазону возможных различий в уровнем развития умственно отсталых детей. Стандарт образования обучающихся предусматривает механизмы гибкой смены образовательного маршрута, Программ и условий получения образования.  Определение варианта АООПОпределение варианта адаптированной основной образовательной программы для обучающегося с умственной отсталостью осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На основе Стандарта создается адаптированная основная образовательная программа (АООП), которая при необходимости индивидуализируется, к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью  Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью это программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Вариант стандарта- СОбучение ребенка данной группы осуществляется по адаптированным основным образовательным программам (АООП).В обучении таких детей акцент должен быть сделан не на формирование академических знаний и умений, а на приобретение ребенком практико-ориентированных знаний и умений и жизненных компетенций, необходимых для дальнейшей самостоятельной полноценной жизнедеятельности. Для таких детей актуальной является проблема приобретения положительного опыта общения и взаимодействия в совместной деятельности со здоровыми сверстникамиЭтот вариант стандарта предназначен для детей с легкой степенью умственной отсталости. Этот вариант является нецензовым. Обязательной является создание специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих так и особых образовательных потребностей. Реализация основной адаптированной программы (вариант С) предполагает, что обучающийся с умственной отсталостью получает образование несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья и в сроки, которые определяются Стандартом. Вариант С может быть реализован в разных формах: Образовательная организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий включения ребенка с умственной отсталостью в среду здоровых сверстников является устойчивость форм адаптивного поведения.совместно с другими обучающимисяв отдельных классахгруппахв отдельных организациях Требования к структуре адаптированной образовательной программы(вариант С) Вариант стандарта- Д(для детей с умеренной, тяжёлой и глубокойумственной отсталостью) является нецензовым (это индивидуальный уровень образования). Содержание образования при четвёртом варианте разрабатывается исключительно с учётом индивидуальных возможностей и особенностей каждого ребёнка. ВАРИАНТ СТАНДАРТА – ДДети со сложными дефектами и расстройствами аутистического спектра, для которых обучение в традиционном понимании невозможно, а возможность приобретения практико- ориентированных знаний и умений и жизненных компетенций, необходимых для дальнейшей самостоятельной полноценной жизнедеятельности, определяется индивидуальными психофизиологическими возможностями ребенка.Умственно отсталый ребенок получает образование, итоговые достижения которого определяются его индивидуальными возможностями.Для этих детей обязательным и единственно возможным является специальная индивидуальная образовательная программа Вариант Д может быть реализован в различных формах:-Совместно с другими обучающимися.-В отдельных классах.-На дому. Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы(вариант С)Результаты освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью оцениваются как итоговые достижения на момент завершения образования.Стандарт устанавливает требования к предметным и личностным результатам обучающихся с умственной отсталостью, освоивших АООП общего образования.Описание результатов овладения обучающимися с умственной отсталостью АООП имеет интегративный характер и включает в себя:требования к оценке овладения социальными компетенциями (личностные результаты);требования к знаниям и умениям, активности и самостоятельности их использования на практике (предметные результаты).4. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальных компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.5. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. Освоение адаптированной основной образовательной программы обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметныхЛичностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества, социальные компетенции обучающегося и ценностные установки.Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению. АООП для обучающихся с умственной отсталостью должна содержать:Пояснительную записку которая должна раскрывать:цели реализации АООП общего образования, конкретизированные в соответствиие требованиями Стандарта;психолого-педагогическую характеристику обучающихся ;описание особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью.Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП общего образования должны:обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения АООП ;являться основой для разработки АООП образовательными организациями;являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ. Программа учебного предмета должна содержать:пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики учебного предмета (курса);общую характеристику учебного предмета (курса);описание места учебного предмета (курса) в учебном плане;личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса);содержание учебного предмета (курса);описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы. Оценка результатов обучающихсяВ текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5 бальной шкале. В конце каждого учебного года предусматривается возможность перевода ребенка на другой вариант ФГОС по:Рекомендации учителяЗапросу родителейЗаключению школьного консилиума Сроки освоения АООП ОО (вариант С) обучающимися с умственной отсталостью составляют 12 лет (1 – 12 классы). Сроки освоения АООП ОО (вариант D) обучающимися с умственной отсталостью составляют 12 лет (0(подготовительный) – 11 классы). (1-4 ступени обучения)( в соответствии с требованиями ФГОС) Требования к условиям реализации адаптированной основной образовательной программы (вариант С)В целях обеспечения реализации АООП должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: достижения планируемых результатов освоения АООП всеми обучающимися; выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности; расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся с умственной отсталостью, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья; учета образовательных потребностей, общих для всех обучающихся с умственной отсталостью, и особых, характерных для отдельных групп; использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; обновления содержания АООП, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их родителей (законных представителей); эффективного управления образовательной организацией с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования. Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность учебных занятий в подготовительном классе составляет 35 минут. Продолжительность учебной недели - 5 дней. Обучение проходит в одну смену. в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждыйв ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май - по 4 урока по 40 минут каждый); в 1 -м классе используется «ступенчатый» режим обучения: ФГОС устанавливает три вида (уровня) требований к результатам освоения детьми АООППредметныеМетапредметныеЛичностные результаты. Личностные: включает готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к  обучению и  познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные сформированность основ гражданской идентичности;Метапредметные включают освоенные обучающимися УУД(познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающиеовладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;Предметные –  включают освоенные знания и умения,специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и  достаточный (достаточный не являетсяобязательным для всех обучающихся) Личностные УУДОсмыслениеОбъяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.СамосознаниеОбъяснять самому себе: - «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).СамоопределениеОсознавать себя, свой дом, семью, быть гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира.Осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.ПоступкиАнализировать характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях Регулятивные УУДОпределять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи)• Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.• Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.• Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.• Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Познавательные УУД Выполнять универсальные логические действия:- выполнять анализ (выделение признаков),- производить синтез (составление целого из частей, в томчисле с самостоятельным достраиванием),- выбирать основания для сравнения, классификации объектов, - устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, - выстраивать логическую цепь рассуждений,- относить объекты к известным понятиям.Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя формуСоставлять простой и сложный план текста.Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном илиразвёрнутом виде. Образование обучающихся с умственной отсталостью предполагает ту или иную форму и долю их обязательной социальной интеграции, что требует обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов общего образования. Для них должна быть предусмотрена возможность обращения к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получать индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Также предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии.