Презентация по физической культуре на тему Современные подходы к оцениванию достижений детей на уроках физкультуры


Современные подходы к оцениванию достижений детей на уроках физкультуры АКТУАЛЬНОСТЬ Диалог о модернизации подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся и создании соответствующих технологий только начинается. В настоящее время главное внимание в образовании уделяется не столько выяснению того, в какой мере обучающиеся усвоили основные знания, сколько выявлению их способности применять их для решения практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач. ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА В настоящее время отечественными и зарубежными специалистами разработана и существует целая батарея тестов для оценки физической (двигательной) подготовленности детей и подростков. Количественные показатели , с одной стороны, упрощают определение отметки, а , с другой – ведут к односторонности оценки. Это часто приводит к искажению смысла и сущности урока по физической культуре, когда занятия сводятся лишь к голому натаскиванию на выполнение усредненных стандартных нормативов. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Целью проекта является обеспечение теоретической и практической помощи в организации и осуществлении комплексного контроля всех сторон процесса физического воспитания учащихся. ЗАДАЧИ ПРОЕКТАУточнить функции оценки по физической культуре;Разработать критерии оценки по физической культуре (качественные и количественные показатели);Разработать критерии оценки успеваемости по разделам программы (основы знаний, техника владения двигательным действием, овладение умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, уровень физической подготовленности). Оценка является одной из важнейших форм воздействия учителя на ученика. Она выполняет три основные функции: контролирующую, обучающую и воспитывающую. Оценка должна содействовать развитию учащегося, а не тормозить его, воспитывать у него интерес и желание заниматься физическими упражнениями и стимулировать активность. Критериями оценки по физической культуре выступают качественные и количественные показатели. Качественными показателями успеваемости является степень овладения программным материалом, систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и спортом. К количественным показателям относится уровень физической подготовленности, складывающийся из показателей развития основных физических качеств: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний. Учитель должен представлять, что точные количественные критерии важны прежде всего для объективного контроля за ходом физического развития , подготовленности ученика и в некоторой степени состояния его здоровья, а не как отметка успеваемости по физической культуре. Отметка за выполнение нормативов по физической подготовленности будет выполнять стимулирующую и воспитывающую роль в том случае, если будут оцениваться показатели физической подготовленности, достигнутые учеником не в данный момент, а за определенное время. Оценивая успехи по физической культуре , учитель должен принимать во внимание анатомо-физиологические и психологические особенности учащихся. При оценке успеваемости в первую очередь следует учитывать особенности физического развития (длина и масса тела) и типа телосложения. Не меньшее значение имеет также учет психических особенностей личности. Детям с заторможенным восприятием и мышлением необходимо больше времени на осмысление заданий учителя, подготовки ответа, выполнения упражнений. Учащимся с плохой двигательной памятью труднее воспроизвести требуемые образцы осваиваемых движений. Эмоциональным детям следует создать спокойную обстановку, а нерешительным необходимо время для адаптации к условиям повышенной трудности заданий, оказать им более надёжную страховку и помощь. В заключении скажем о критериях оценки успеваемости по разделам программы. По основам знаний: Оценивая знания учащихся, надо учитывать их глубину, полноту, аргументированность, умение использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями. Основными методами оценки техники владения двигательными действия являются методы наблюдения, вызова, упражнения и комбинированный. Умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность оценивается методом наблюдения, опроса, практического выполнения. Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать два показателя: 1) исходный уровень развития физических качеств ученика и 2) реальные сдвиги ученика в показателях за определенный период времени. При оценке сдвигов ученика в показателях определенных качеств учитель должен принимать во внимание особенности развития отдельных из них, динамику изменения у детей определенного возраста и исходный уровень. Объекты и инструменты оценивания достижений учащихся {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ОбъектыМетодыУровень физической подготовленностиТестированиеТехника владения двигательными действиямиМетод наблюдения, вызова, упражнения, комбинированныйЭффективность игровых и соревновательных действийИндивидуальный контрольУровень физкультурной активностиАнкетирование учащихся, анализ их поступковЗнание теорииОпрос, защита рефератовВладение способами осуществления физкультурно-оздоровительной деятельностиПоточный или избирательный контроль Критерии оценки{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫКРИТЕРИИ ОЦЕНКИУровень физической подготовленностиДва показателя: 1) исходный уровень; 2) реальные сдвиги ученика. Оценка «5» - высокий уровень, оценка «4» – средний; оценка «3» – низкий уровеньТехника владения двигательным действиемОценка «5» - ДД выполнено правильно, точно, в надлежащем темпе; Оценка «4» – ДД выполнено с небольшими недочетами; оценка «3» – ДД выполнено , но допущены одна грубая или несколько мелких ошибки; оценка «2» – ДД выполнено неправильно {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫКРИТЕРИИ ОЦЕНКИОвладение способами осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельностьОценка «5» – учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической способности, или комплекс упражнений утренней, легкоатлетической, ритмической гимнастики. Может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь; оценка «4» – имеются незначительные ошибки в осуществлении самостоятельной деятельности; оценка «3» - допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, испытывает затруднения в подборе инвентаря и организации места занятий; оценка «2» – учащийся не владеет умениями осуществлять различные виды физкультурно-оздоровительной деятельности. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫКРИТЕРИИ ОЦЕНКИОсновы знанийОценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта; оценка «4» ставится за ответ , в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки; оценку «3» получают ученики за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своём опыте; оценка «2» выставляется за плохое понимание и знание теоретического материала. ПРИМЕР УРОК ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}И. Ф.Бег 30 метровТехникаТеорияФизкультурно-оздоровительная деятельностьИтогВалентин В. 9 «А» кл4,8 – «4»(предыд. рез-т 5,3)«5»«5»«5»«5»Игорь Г.9 «А» кл4,6- «5»(предыд. рез-т 4,5)«5»«3»«3»«4» Ещё раз подчеркнем, что при учете индивидуальных особенностей ученика необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать достоинства ученика, а использовать оценку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала бы его на дальнейшие занятия. Дисциплина, поведение на уроке, отсутствие или наличие у учащихся спортивной формы не являются объектом оценивания. Учитель не должен забывать похвалить ученика: «Молодец!», «Сегодня у тебя получается значительно лучше», – и т.д.: это дает дополнительный стимул для достижения успехов. Таким образом, современные подходы к оцениванию достижений учащихся на уроках физической культуры связаны не только с широкими академическими свободами учителя, но и с большой ответственностью. ЛИТЕРАТУРАЛях, В. И. Физическая культура. Тестовый контроль. /В. И. Лях.– М.: Просвещение, 2012.Балашова, В. Ф. Физическая культура: тестовый контроль знаний: методическое пособие./ В.Ф. Балашова. – М.: Физическая культура, 2007.Изаак , С. И. Физическое развитие и методы его оценки. / С. И. Изаак.–Москва; Орёл: изд-во ОРАГС, 2005.Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. /Б. Х. Ланда.– М.: Советский спорт, 2008. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!