Школьный референдум как одно из средств формирования гражданской компетентности социального выбора и социального действия обучающихся


Референдум – одна из форм прямого (непосредственного) участия граждан в управлении государством. Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность контроля за волеизъявлением гражданина. На референдум выносится актуальный вопрос, требующий всенародного решения. Задача школьного референдума - максимально приблизить условия проведения к настоящему референдуму, чтобы обучающиеся научились самостоятельно в полном объёме осуществлять свои права и обязанности, в первую очередь, пользоваться избирательным правом. Школьный референдум - это форма коллективного осмысления своих собственных желаний. На референдум могут выноситься вопросы:- порядок в школе;- взаимоотношения в школе;- методы учебной работы;- книжное и техническое обеспечения;- взаимоотношения учителей и обучающихся;- организация свободного времени;- способы распределения некоторых денежных фондов и пр. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть, чтобы на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределённостьправовых последствий принятого на референдуме решения. Единственный вопрос, на который должны были дать ответ участники школьного сообщества в ходе референдума: Я принимаю правила для обучающихся: ДА НЕТ Этапы подготовки и принятия правил для обучающихся Первый этап - изучение общественного мнения о проблемах учеников и учителей в той сфере школьной жизни, которую будут регулировать правила. На рефлексии шло обсуждение вопросов: “Что в школе не должно быть?”. Была проведена “инвентаризация детских обид”, а также определено, какие права учителей, учащихся, родителей, нарушаются, и собраны предложения. Второй этап – работа над проектом Правил для обучающихся, которую осуществил Совет обучающихся. В начале 2012 г. был подготовлен проект Правил. Затем он рассматривалсяна Совете учреждения, были внесены предложения и дополнения. Третий этап - организация широкого обсуждение проекта Правил во всех классах (с 1-го по 11-й), в педагогическом коллективе, с родителями. Четвёртый этап – создание инициативной группы и подготовка референдума. Главная роль отводится старшеклассникам. Старшие подростки, с одной стороны, уже имеют определенный жизненный опыт, в том числе опыт правовых отношений как положительный, так и негативный, с другой - это период, время выбора дальнейших путей образования, вхождения в большую жизнь. Осмысление такого опыта приобретает для них актуальность, имеет личностный смысл. Памятки для участников референдума 1)Памятка для членов избирательной комиссии2) Памятка для наблюдателей:до начала голосованияв ходе голосованияв ходе подсчёта голосов Памятка для членов избирательной комиссии.1. Составление списков избирателей по установленной форме.2. Подбор информационных материалов о выборах и размещение их на информационном стенде.3. Оформление места проведения голосования, избирательной урны, бюллетеней для голосования.4. Выдача избирательных бюллетеней и подпись избирателей в общем списке. Памятка для наблюдателей:Проверьте до начала голосования:- наличие бюллетеней и письменных принадлежностей;- был ли пустым избирательный ящик до того, как его опечатали;- обеспечивают ли кабины тайну голосования;- поставлены ли в бюллетени 2 подписи и печать избирательной комиссии. 5. Подсчёт голосов, определение результатов выборов, заполнение итоговых протоколов в двух экземплярах.6. Заполнение протоколов чернилами, а не карандашом.7. Обеспечение порядка на избирательном участке.8. Начало и прекращение работы избирательного участка вовремя.9. Корректное поведение членов избирательной комиссии. Проверьте в ходе голосования:- вовремя ли началось голосование;- в день выборов на избирательном участке должна отсутствовать агитационная литература и устная агитация;- ставят ли избиратели подписи при получении избирательного бюллетеня;- избиратели голосуют только за себя?- спокойно ли (без инцидентов) проходит голосование;- обеспечивается ли тайна голосования. Проследите в ходе подсчёта голосов:- вовремя ли прекратилось голосование;- избирательный ящик вскрывается в присутствии избирательной комиссии и наблюдателей;- подсчёт голосов ведётся в присутствии наблюдателей;- принимается ли решение о признании бюллетеней не действительными;- составляется ли протокол с подписями всех членов избирательной комиссии. 5 этап – проведение референдума, подсчёт голосов. Участники референдума Школьный референдум способствует формированию активной гражданской позиции учащихся. Ребенок, являющийся творцом норм, законов и правил общей жизни чаще становится их носителем и защитником, чем тот, кто вынужден исполнять нормы, установленные другими. Только тогда, когда ученикам позволят активно принимать участие в жизни школы, они будут чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса.