Презентация Требования к современному уроку


« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора. эрудиции»В.А. Сухомлинский Классификация уроков по дидактическим целям- комбинированный урок;- урок совершенствования знаний, умений, навыков;- урок изучения нового материала;- урок контроля;- урок обобщающего повторения Классификация уроков по этапам формирования навыка:- вводный урок;- тренировочный урок;- итоговый урок. Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:- урок-практикум;- урок-семинар;- урок-лекция;- урок-зачет;- урок-игра;- урок-конференция;- урок-экскурсия и др. Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса:- урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава;- урок организации работы в статистических парах или парах постоянного состава;- урок работы в малых группах;- урок коллективного способа обучения. Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:- информирующий урок;- проблемный урок;- исследовательский урок;- эвристический урок. Классификация уроков по типу межпредметных связей:- интегрированный урок;- библиотечный урок;- клубный урок;- медиаурок. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые)в изменённой ситуации (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)   1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний. § с целью подготовки к контрольному уроку § с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации  6) Обобщение и систематизация знаний  7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.  8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению  9) Рефлексия (подведение итогов занятия)  1) Организационный этап.  2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний  Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)  Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу  1) Организационный этап.  2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.  3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура 4) Рефлексия (подведение итогов занятия)  1) Организационный этап.  2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.  4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению  5) Рефлексия (подведение итогов занятия) 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.  3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия) Требования к уроку Традиционный урок Урок по ФГОС Объявление темы урока Преподаватель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей I шагчетко определить и сформулировать для себя тему урока;определить место темы в учебном курсе;определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности. II шагОпределить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? III шаг1. Спланировать учебный материал2. Подобрать учебные задания, целью которых является:узнавание нового материала;воспроизведение;применение знаний в новой ситуации;применение знаний в незнакомой ситуации;творческий подход к знаниям.-3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". 4.Составить три набора заданий:задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала;задания, способствующие осмыслению материала учащимся;задания, способствующие закреплению материала учащимся. IV шагВыяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока:личностныепознавательныерегулятивныекоммуникативные V шагПродумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. VI шагРазработать  структуру урока. VII шагОпределить  способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:что контролировать;как контролировать;как использовать результаты контроля VIII шагРазработать  домашнее задание,  ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов. IX шагПодготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.  Начало урокаГрамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание учащихся к учителю, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыследеятельность с первых минут занятия. Нестандартный вход в урок.Отсроченная отгадка.Ассоциативный ряд.Удивляй.Фантастическая добавка.Необъявленная тема.   Актуализация знанийУчитель организует:актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление.  Цепочка признаков.Я беру тебя с собой. Да - нет.Шаг за шагом.Жокей и лошадь.Толстый и тонкий вопрос.Вопросительные слова.Согласен - не согласен.До -после.Игровая цель.Корзина идей, понятий, имен.Развивающий канон.Ложная альтернатива.  Изучение нового материалаНа данном этапе учитель организует изучение нового материала через учебную деятельность школьников.  Пинг-пон «Имя – Значение».Лови ошибку.Инсерт.Послушать-сговориться-обсудить.ЗХУХорошо -плохо.Связи.ЗигзагСтратегия «ИДЕАЛ».Своя опора.Целое—часть. Часть—целое.Изобретательская задача.Конструктор ТРИЗ «Событие»Конструктор ТРИЗ «Совмещение противоположностей»   Обсуждение и решение проблемНа данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.   «Маша-растеряша».Стратегия «ИДЕАЛ».Стратегия «Фишбоун».Хорошо -плохо.Силовой анализ.Генераторы-критики.Диаграмма Венна.Обратный мозговой штурм.  Решение учебных задачПри проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.   Морфологический ящик.Создай паспорт.Ситуационные задачи.Изобретательские задачи.  Контроль знаний, обратная связьНа данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.   Метод интеллект-карт.Жокей и лошадь.Цепочка признаков.Диаграмма Венна.Рюкзак  Формирование умения задавать вопросыФормируется умение задавать вопросы.   Хочу спросить.Толстый и тонкий вопрос.Вопросительные слова.Вопрос  к тексту.Ромашка Блума.  РефлексияНа данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.   «Телеграмма».Цветные  поля.Мысли во времени.Шесть шляп.Синквей.Райтинг.Хайку.Диаманта.До -после.ЗХУСообщи свое Я.Рюкзак. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов. Технологическая карта поможет учителю:реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;на практике реализовать межпредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная 1. Постановка учебных задач Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. 2. Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения 3. Моделирование Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Воспринимают ответы обучающихся Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС 4. Конструирование нового способа действия. Построение ориентированной основы нового способа действия. Организует учебное исследование для выделения понятия. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Участвуют в обсуждении содержания материала Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль 5. Переход к этапу решения частных задач. Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Учатся формулировать собственное мнение и позицию Осуществляют самоконтроль 6. Применение общего способа действия для решения частных задач. Коррекция отработки способа. Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату 7. Контроль на этапе окончания учебной темы. Контроль. Диагностическая работа (на выходе):- организация дифференцированной коррекционной работы,- контрольно-оценивающая деятельность. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Рефлексия своих действий Осуществляют пошаговый контроль по результату « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».Джон Дьюи Letopisi.Ruhttp://letopisi.ru/Андреева Е.В., Лелюх С.В., Сидорчук Т. А., Яковлева Н.А.. Творческие задания Золотого ключика. / http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htmИнтеллект-картыhttp://www.mind-map.ru/Информационный банк современного учителяОткрытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru/wiki-pages/28430Приемы технологии РКМ http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htmРазвитие творческого мышления http://www.superidea.ru/ТРИЗ задачник http://www.trizland.ru/Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/articles/513374/Ширяева В.А. ТРИЗ-педагогика менеджеру современной школы. – М,: Сентябрь, 2008.http://www.mind-map.ru/?s=29Электронное периодическое издание «Эффективные образовательные технологии». Выпуск 1. 2008 г. Главный редактор, д.п.н. профессор Гузеев В.В Дистанционные технологии и обучение Библиографический список«Системно - деятельностный подход в обучении» Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа:[http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/]Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]Деятельностный метод в школе. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/527236/]Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/]Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - N6. - С. 23-27.Хуторский, А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторский //Народное образование.- 2003.- №8.-С.107-114Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С. Селихова Татьяна Юрьевна. Таблица-конструктор. Режим доступа ttps://sites.google.com/site/konstruktoruroka/priemy-i-tehniki