Презентация Использование технологии проблемного обучения в начальной школе на уроках математики


«Использование технологии проблемного обучения в начальной школе на уроках математики.» УМК «Школа России» Работу выполнил учитель МОУ КСОШ № 1Чернова Е.Е. Технология проблемного обученияЭто такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций, требующих активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей. Цель и назначение проблемного обученияПреодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами исследования. Толчком к продуктивному мышлению служит проблемная ситуация. Средством её создания является учебная проблема. Каждая учебная проблема подразумевает противоречие, что является движущей силой обучения. Курс математики в начальной школе Место раздела в системе курса Цели и задачи раздела К завершению изучения данного раздела учащиеся должны знать:- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления на уровне автоматизированного навыка;- название компонентов и результатов умножения и деления; осознанно формулировать правила (способы действий), которые лежат в основе арифметического способа решения уравнений;- правила о порядке выполнения действий в выражениях в 2 – 3 действия (со скобками и без них);- как решаются составные задачи;- единицы площади и правило нахождения площади Ожидаемые результаты К концу изученного раздела «Табличное умножение и деление» все дети научатся уверенно:- определять значения выражений в 2 – 3 действия со скобками и без них;- применять автоматизированные знания таблицы умножения и соответствующие случаи деления;- определять взаимосвязь между компонентами и результатами действий, решать уравнения;- решать задачи в 1 – 2 действия, пройденных видов;- решать геометрические задачи. Методы обучения Выбор метода – это ключ к оптимизации процесса обучения. Он зависит:- от особенности материала;- от возрастных возможностей учащихся и их подготовленности и на основе уже изученного материала; - от психологических особенностей усвоения данного материала - опоры на зрительный, слуховой факторы, на возможность логической сознательной работы. Аналитико-синтетический методиспользуется: - для задач известного типа применяем синтетический анализ – нисходящий (от данных к вопросу); выделим одну простую задачу – решим, выделим вторую задачу – решим; - для задач неизвестного типа применяется аналитический анализ – восходящий (от вопроса к данным);- семантический анализ – выяснение значений слов. Аналитико-синтетический методПри составлении табличных случаев умножения использую различные приёмы:- приём, в основе которого лежит определение умножения. Чтобы найти произведение 8 * 2, заменим его суммой одинаковых слагаемых 8 * 2 = 8 + 8.Так как 8 + 8 = 16, то 8 * 2 = 16. Другой вариант. Требует вычислить произведение 6 * 9. Легко запомнить, что 6 * 8 = 48, тогда 6 * 9 = 6 * 8 + 6 = 48 + 6 = 54. Третий вариант. Требуется вычислить произведение 6 * 9. Легко запомнить, что 6 * 10 = 60, тогда 6 * 9 = 6 * 10 – 6 = 60 – 6 = 54.- приём, в основе которого лежит переместительное свойство умножения. Требуется найти произведение 8 * 6. Легко запомнить 6 * 8 = 48. Значит, 8 * 6 = 48.- приём, в основе которого лежит сочетательное свойство умножения. Требуется найти произведение 9 * 4. Легко запомнить, что 9 * 2 = 18. Тогда 9 * 4 = (9 *(2 *2)) = ((9 * 2) * 2) = 18 * 2 = 18 + 18 = 36. Итак, 9 * 4 = 36.- приём, в основе которого лежит распределительное свойство умножения.Требуется найти произведение 8 * 7. Легко запомнить, что 8 * 5 = 40 и 8 * 2 = 16. Тогда 8 * 7 = 8 * 5 + 8 * 2 =40 + 16 = 56. Частично-поисковый метод Этот метод постепенно приобщает к самостоятельному решению проблем под руководством учителя. Он наиболее содействует развитию мышления школьников. Имеется достаточное количество понятий, правил и задач при изучении которых можно использовать частично – поисковый метод:- табличное умножение и деление;- усвоение смысла умножения;- свойства умножения и сложения;- порядок действий в выражениях со скобками;- частные случаи умножения 23 * 4 и деления 48 : 3;- геометрические упражнения;- составные задачи. Исследовательский методпредполагает, что ученики самостоятельно формулируют проблему и решают её с последующим контролем учителя. Этот метод применяла при:- решении составных задач нового вида (содержащих новую для учащихся комбинацию известных уже видов простых задач); - составлении таблицы умножения восьми и на 8 и соответствующие случаи деления. Репродуктивный методмногократное воспроизведение знаний и умений по образцу. В рамках этого метода применяются:- арифметические диктанты, блиц – турниры, устный счёт, различные виды самостоятельных и контрольных работ;- использование плакатов, карточек – подсказок, таблиц и других средств наглядности;- проговаривание правил, законов, связи между компонентами;- внимательное чтение – опора на зрительную и слуховую память. Репродуктивный метод Разработка урока10.11. МАТЕМАТИКА (38) 3 классТЕМА. Умножение семи и на 7, соответствующие случаи деления. ТИП УРОКА. Комбинированный. ЦЕЛЬ УРОКА. Составить таблицы умножения семи и на 7, рассмотреть соответствующие случаи деления, закреплять умение решать задачи, сравнивать, вычислять. Разработка урокаЗАДАЧИ УРОКА. 1.Образовательная:- научить детей правильно применять полученные знания не только в рамках предмета, но и в повседневной жизни;- совершенствовать вычислительные навыки;- закреплять умение решать составные задачи;- доводить до автоматизма усвоение таблиц умножения.2.Развивающая:- развивать многообразие психических процессов: мышление, память, внимание, воображение, речь, восприятие;- совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации;- развитие познавательной активности учащихся;3.Воспитательная:- воспитывать умение работать в группах, прислушиваться к мнению соседей, отстаивать свою точку зрения, решать проблему сообща. Решение учебных задачДиагностика знаний и умений в форме фронтального опроса1.- Итак, на доске ряды чисел:27 36 45…16 20 24…- Найдите закономерность, продолжите ряд.2. На доске:16 * 4 30 * 2 40 * 5 7 * 13- Что написано на доске? - Прочитайте по-разному первое произведение. - На какие две группы можно разбить эти примеры?16 * 4 30 * 27 * 13 40 * 5- Устно считаем первый столбик. Решение учебных задачСоздание проблемной ситуацииНа плакате - рисунок (49 ёлочек, расположенных в 7 рядов, по 7 ёлочек в ряду, одна под другой.)- Что изображено на рисунке?- Что обозначает число 7?- Придумайте интересную задачу по рисунку, работая в паре.- Как же ответить на вопрос задачи?- Запишите решение задачи в тетради:( 7 * 7 )- Сможем ли мы ответить на вопрос задачи?- Почему? Решение учебных задачСоставление таблиц умножения семи и на 7 и рассмотрение соответствующих случаев деленияГрупповая работа.- Предлагаю разбиться по группам и подумать, как можно вычислить эти произведения.Высокий уровень:- Найдите произведение 2-х множителей 7 и 7 с помощью известных нам таблиц.Средний уровень:- Найдите произведение 2-х множителей 7 и 7 с помощью известной нам таблицы на 6.Низкий уровень:- Найдите произведение 2-х множителей 7 и 7 с помощью известной нам таблицы на 6. Используя образец:5 * 5 = 5 * 4 + 5 = 20 + 5 = 25Проверка начинается со слабой группы; другие группы или соглашаются, дополняют, или отрицают ответ, доказывая свой вывод.В результате проверки на доске и в тетрадях появляется запись:7 * 7 = 7 * 6 + 7 = 42 + 7 = 49- Молодцы! Я рада, что правильно высчитали это произведение. Теперь я предлагаю вам поработать над произведением 7 * 8 и т.д. Групповая работа Решение учебных задачПроверка усвоения нового материалаНа доске: 7 * 3 = 2_ 7 * 7 = 4_ 7 * 9 = 5_- Не заглядывая в таблицу, заполните пропущенные места в произведениях.7 *4 = _8 7 * 6 = _2 7 * 8 = _6- Как же быть с нерешённой задачей?- Теперь сможем мы ответить на вопрос задачи? - Сколько было деревьев в лесу? Работа с таблицей.- Заполняем таблицу «Чудесные превращения»- Какую закономерность заметили?- Дома изготовьте восьмигранник. Решение учебных задачОтработка умения решать задачиДифференциация по степени самостоятельности.- Прочитайте условие задачи. Запишите кратко или выполните схематический чертеж, составьте программу решения и запишите решение удобным для вас способом.(Для детей низкого уровня проводится разбор по памятки – алгоритму.)Работаем в группе «цепочкой» с комментированием. Решение учебных задачОтработка умения сравнивать, вычислять№ 5, с. 44 – самостоятельная работа.Самопроверка – лист контроля закрепляется на доске. РефлексияАнализ результата с точки зрения требова- ния задач.Оценка своего уровня полученных знаний. Знаю- Умею- Применяю- Результаты контрольных работ27.10.10. Комбинированная контрольная работа. Писали-19 учащихся.16.11.10. Комбинированная контрольная работа. Писали-19 учащихся. Результаты проверки вычислительных навыков Спасибо за внимание!