Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов»


Выполнила: Китаева М.И., учитель высшей категории,пед.стаж: 21 год«Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов» Сухомлинский В.А. говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!». Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет.



Главная цель в моей работе - формирование у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерности, решением сложных проблемных ситуаций.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определённых условий, благоприятствующих их формированию.
СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ В ВИДЕ ДЕРЕВА:•корни — природные задатки человека;•ствол — общие способности; •ветви — специальные способности, в том числе и творческие. Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона!

Требования к творческим заданиям:- открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия); - соответствие условия выбранным методам творчества; - возможность разных способов решения; - учет актуального уровня развития; - учет возрастных особенностей учащихся.   ОСОБЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВЫСТУПАЕТ РАБОТА С ТЕКСТОМ:Текст-повествование;Текст-описание;Текст- рассуждение;Смешанные типы текста( повествование с элементами описания, описание с элементами повествования, описание с элементами рассуждения ). На уроках мы пишем и сочинения-сказки о частях речи и небольшие рассказы с использованием фразеологических оборотов и крылатых выражений, например:«уши развесить»«заруби себе на носу» Лингвистические «почемучки» - это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний.Микроисследования - задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне).Сочинения нетрадиционного содержания. ИНТЕГРАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ С УРОКАМИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ



- задачи с несформулированным вопросом; - задачи с недостающими данными; - задачи с излишними данными; - задачи с несколькими решениями; - задачи с меняющимся содержанием; - задачи на соображение, логическое мышление.Использование творческих заданий на уроках математики: Закрепление табличных случаев умножения. Самый высокий уровень. Продолжи ряд: 2, 4, 6, 8, … 7, 14, 21, … 8, 16, 24, … Составь самостоятельно свой ряд. Высокий уровень. Продолжи ряд, вспомнив таблицу умножения на 2, на 7 и на 8: 2, 4, 6, 8, … 7, 14, 21, … 8, 16, 24, … Составь свой ряд. Средний уровень. Вспомни таблицу умножения на 2, на 7, на 8. Продолжи ряд чисел, как в 1 случае: 1) 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20; 2) 8, 16, 24, …; 3) 7, 14, 24, … Составь свой ряд. Низкий уровень. Продолжи ряд чисел, вспомнив таблицу умножения на 2, на 7, на 8 изапиши таблицу умножения, которую использовал при выполнении задания, как в 1 случае: 1) 2, 4, 6, 8, 10, 12, 18, 20; 2*1=2 2*6=12 2) 8, 16, 24, …; 2*2=4 2*7=14 3) 7, 14, 24, … 2*3=6 2*8=16 2*4=8 2*9=18 2*5=10 2*10=20 Виды творческих заданий на уроках чтения3 класс. 1. Придумать рассказ от лица ёлки о её детстве. (По сказке Х.К.Андерсена «Ель»)2. Придумай свою сказку.3. Подготовь рассказ о старинных вещах, которые соответствуют времени, описанному в стихотворении И.Сурикова «Детство».4. Нарисуй, какие звуки ты слышишь, читая стихотворение С.Есенина «Пороша».5. Нарисуй нарядный переплёт старинного семейного альбома.6. Придумай и запиши счастливый конец для сказки.7. Придумай продолжение к стихотворению.8. Прочитав сказку Е.Шварца «Сказка о потерянном времени», придумай рассказ о том, как вы бережёте своё время и время окружающих вас людей.9. Составь книгу-самоделку любимых произведений о маме (стихи, пословицы), нарисуй портрет своей мамы и подбери отрывок из известных стихотворений, которое наиболее точно отражает характер твоей мамы.10. Придумай и напиши сочинение на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок».11. Ответь на вопрос: «Что для вас значит басня И.А.Крылова?».12. Составь свод сказочных законов.13. Творческая работа к уроку-отчёту «Здравствуй, гостья-зима!». - Заполните пропуски подходящими по смыслу словами и закончите маленькую сказку. Придумайте ей название. Как____ в лесу! За деревьями мелькают ________. Кричат в ночи ___________. А маленький __________ не боится! Скоро ______________! Вот заскрипел ___________. Это идёт _______________. Он несёт __________. С какой радостью _________ _________ _________. 4 класс1. Придумать другое название к пьесе С.Маршака «Про козла».2. Смотр инсценировок.3. Игра «Я – художник». Представьте, что вы художники книги. Есть возможность сделать две иллюстрации к стихотворению. На какие строфы вы будете ориентироваться, и почему?4. Конкурс «Лучший чтец юмористических стихотворений». - Представьте, что вам нужно прочитать эти стихотворения на празднике «Юморина». Как вы их будете читать?5. Придумай загадку о дереве к рассказу И.Соколова-Микитова «Русский лес».6. «Напечатать» книгу. (придумать название, краткое содержание, продумать иллюстрации)7. Придумать продолжение сказки.8. Составление рисуночного диафильма.9. Подобрать пословицы и поговорки по различным темам: о трудолюбии, о честности и т.д.10. Отгадывание тематических кроссвордов.11. Составление характеристики главных героев с опорой на выборочное чтение.12. Найти крылатое выражение в сказке.13.Дать толкование слову. Работа с толковым словарём по расширению активного словарного запаса учащихся.14. Мифологические викторины и творческие зачёты (представления божества: элементы костюма, рассказ о нём).15. Составление собственных сатиро - юмористических рассказов.16. Разгадывание ребусов и шарад, самостоятельное составление шарады.17. Составление аннотации к прочитанному произведению.18. Составление отзывов о прочитанном произведении.19. Творческий пересказ. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю. Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.