Презентация к докладу «Диалоговое обучение на уроках русского языка и литературы как способ в решении проблем качественного образования, ориентированного на результат».


ГУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА СЕЛА ЖАНА ЖУЛДЫЗДоклад на августовскую конференцию по теме: «Диалоговое обучение на уроках русского языка и литературы как способ в решении проблем качественного образования, ориентированного на результат».Учитель русского языка и литературы: Немлиенко О.В.2015 г. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека. К. Роджерс Слово «интерактив» (англ.). Интерактивность – способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (компьютер), с кем-либо (человек).Переживания участниками конкретного опыта (игра, упражнение, ситуация) Интерактивное обучение – обучение через опытОсмысление полученного опытаОбобщениеПрименение на практике Интерактивное обучение – это диалоговое обучение«ученик – ученик» «ученик – группа учащихся»«ученик – аудитория» «группа учащихся – аудитория» «ученик – компьютер» Проблема: как организовать и использовать учебный диалог на уроках русского языка и литературы, чтобы он активизировал учебно-познавательную деятельность школьников.Что такое диалог? Диалог в обучении, или учебный диалог, - своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в форме речи Как правильно вести диалог?Диалог - форма речи, состоящая из регулярного обмена репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.







Создание проблемной ситуации: Постановка учебной проблемыМетоды: Побуждающий от проблемной ситуации диалогПедагогические действия:1) создание проблемной ситуации; цирк – цырк синицы – синици станция – станцыя цыган –циган2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;3) побуждение к формулированию учебной проблемы;4) принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Ситуации на урокепри побуждающем диалоге:Ситуация успеха (эмоциональное удовлетворение)Ситуация «интеллектуального разрыва» (эмоциональное переживание всеобщего неуспеха)Формулирование учебной задачи вместе с учителем (признание дефицита своих способностей) Подводящий диалог - это цепочка вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урокане требует создания проблемной ситуации.Формы подводящего диалогаАнализирующее коллективное наблюдениеФронтальная дискуссия Мотивирующий прием - Сообщение темы урока учителем, при этом вызывается интерес учащихся к ней Виды вопросов1. Сколько склонений у имён существительных?2. Подумайте, если местоимения употребляются вместо «имени», то какие группы местоимений можно выделить3. Правописание какой части речи повторяли? 4. Почему она получила такое название?5. Почему на конце однокоренных наречий редко – изредка разные гласные?6. Что влечёт детей к Юшке? (по рассказу А.Платонова «Юшка) 7. Как вы думаете, в чём смысл жизни Юшки? 8. Как поступили бы вы на месте Юшки? Урок русского языка в 8 классе по теме «Безличные предложения»Учитель: Запишите предложения.Ученики записывают.В комнате душно.Мне хочется спать.Сейчас поздно светает.Вам не видать таких сражений.Учитель: Найдите грамматическую основу предложений. Подчеркните.Учащиеся подчеркивают и называют грамматические основы: душно, хочется спать, светает, не видать.Учитель: Попробуйте «восстановить» в этих предложениях подлежащее. Что вы заметили?Учащиеся испытывают затруднение. Убеждаются, что в данных предложениях не может быть подлежащего.Учитель: Почему в этих предложениях не может быть подлежащего? Какие у вас есть гипотезы?Учащиеся: Может, это как-то связано с типом сказуемого.Учитель: Согласны с этой гипотезой?Учащиеся: Нет, в 1-м предложении – СИС, во 2-м – СГС, в других – ПГС.Учитель: Какие еще есть гипотезы?Учащиеся: Может, важно, какой частью речи выражено сказуемое?Учитель: Как можно проверить эту гипотезу? Учащиеся указывают части речи: слово категории состояния, глаголы. Учитель: Достаточно ли этих признаков?Учащиеся: Нет, глаголы встречались и в других видах односоставных предложений.Учитель: Попробуем дополнить эту версию, уточнить. Укажите форму слов.Учащиеся: Слово категории состояния «душно» - неизменяемая часть речи. Глаголы «хочется», «светает» - в изъявительном наклонении, настоящем времени, 3 л., ед.ч.. «Не видать» – инфинитив, неизменяемая глагольная форма. Учитель: В чем необычность всех этих форм?Учащиеся: Не могут указывать на действующее лицо. Неизменяемые формы не могут связываться с подлежащим, а глаголы «светает» и «хочется» безличные.Учитель: Как мы можем назвать такие предложения, в которых нет и не может быть лица?Учащиеся: Безличными.Учитель: Сформулируйте тему урока.Учащиеся: Безличные предложения.Учитель: Попробуйте сформулировать определение безличных предложений.Учащиеся формулируют определение. Сравнивают свой ответ с формулировкой учебника. Три типа разговораСпорКумулятивныйИсследовательский Задания для обсуждения и дебатов, развивающих диалогическую речь Разработаны специальные приёмы для диалога (для работы в парах, группами, коллективно): Слушающая тройка Цель: Является структурированным средством для извлечения информации, развивающим концепцию и понимание процесса предмета разговора. Также продвигает самоанализ путем роли наблюдателя. Организация: Ученики сидят по три, двое сидят напротив, один немного в стороне – не участвует, но наблюдает. Как это работает: Ученики работают в группе по три. Каждый ученик имеет роль говорящего, задающего вопросы и записывающего. Говорящий что-либо объясняет или комментирует вопрос или выражает мнение. Задающий вопросы подсказывает и просит пояснения. Записывающий делает заметки и дает результат в конце разговора. В следующий раз роли меняются. ПредставительЦель: Активное слушание, публичное выступление и ясность изложения, разделение и создание взаимозависимости. Организация: Разместить группы по 3-4 человека в классе.Как это работает: Когда группа выполнила задание, один ученик из каждой группы выбирается «представителем» и перемещается к другой группе, чтобы объяснить и обобщить, и выяснить идеи другой группы. Затем представитель возвращается в свою группу, чтобы сообщить, что он узнал. Это эффективный метод избегания скучного и повторяющегося «сообщения своей группе». Это также способствует использованию языка представителя и создает группу активных слушателей. Горячий стулЦель: Драматический предмет для поощрения сопереживания, понятия «понимания» содержания, позволяет изучать вопросы и обоснование позиции. Организация: Один ученик впереди, стулья расставлены в полукруг.Как это работает: Один ученик выходит вперед, выражает свое мнение и отвечает на вопросы по теме. Могут выступать ученики с определенной точкой зрения или ученики, принявшие роль, чтобы сделать вопрос менее личным или больше по содержанию. Например, ученики могут играть определенную роль или тип человека Аквариум для золотой рыбкиЦель: Дает возможность группе презентовать идеи, развивает способность обосновывать, задавать аналитические вопросы, обмениваться идеями. Организация: Стулья расставить как для группы, остальные в стиле аудитории. Как это работает: Как горячий стул, кроме того, что весь класс впереди и выражает свое мнение. Они в аквариуме для золотой рыбки, другие ученики могут задавать вопросы, просить разъяснения и т.д. Думай – В паре - ДелисьЦель: Структурированный способ развития идей и мыслейОрганизация:Ничего специального Как это работает:Учитель задает вопрос, наблюдение или задачуУченики думают и пишут ответы каждый индивидуальноУченики образуют пары и объединяют свои лучшие вопросыУченики делятся своими новыми улучшенными ответами с классом Работа в паре

Работа в группеРабота в группе



Диалоговое обучениеОбучение, погруженное в общение Сохраняет конечную цель и основное содержание предметаВидоизменяет формы и приёмы ведения урока. Per aspera ad astra