«Метод фокальных объектов как один из элементов развития творческих способностей и инициативы учащихся на уроках литературы с неродным языком обучения»


Тема самообразования: «Метод фокальных объектов как один из элементов развития творческих способностей и инициативы учащихся на уроках литературы с неродным языком обучения» Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Так же этот метод называют методом случайных объектов. Фокальный - означает, что объект находится в зоне вашего внимания. Метод отличается простотой и очень эффективен для преодоления психологических барьеров мышления, творческого раскрепощения учащихся. Цель методаСовершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.Суть методаПеренесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций. План действий (алгоритм)Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта. РезультатСписки идей и предложений по новым данным объекта.ДостоинстваПростота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.Непроизвольность выдвигаемых идей.Универсальность метода.Область применения: - поиск новых возможностей выпуска товара народного потребления; - решение задач рекламы, получение новых конструкторских решений;- упражнение по развитию творческого воображения (РТВ). Преимущества: - простота изучения метода;- некоторая вероятность неожиданных комбинаций, идей;- хорошо развивает фантазию.НедостаткиНепригодность при решении сложных задач.МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.  Вывод 1.Внедрение данного метода желательно в учебной деятельности в связи с введением ФГОС второго поколения и для того, чтобы возросло количество участников в олимпиадах и играх-конкурсах.2. В результате использования данного метода на своих уроках можно отметить, что развитие творческих способностей учащихся зависит не только от формы нетрадиционного урока, но и от педагогического творчества учителя, способности находить и внедрять в свою педагогическую деятельность новые методы работы.   НО …Конечно, такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету. Заключение1. Не всегда и не все ребята воспринимают «на ура» нововведения, но если таких хотя бы половина– это уже результат деятельности учителя.2. Мы часто бываем недовольны результатами своих учеников. Но именно это обстоятельство толкает нас на изучение новой и «хорошо забытой» литературы: в любом опыте можно обнаружить  интереснейший материал, который можно затем переработать, внедрить в свою педагогическую деятельность и сделать его незаменимым помощником в достижении главной цели.