Исследовательская работа Князь Владимир — креститель земли русской


Князь Владимир – креститель земли русскойАвтор: Скоробогатов Даниил 9ВРуководители:Енбаева М.А.Красногорцева Б.Л.Наумова Т.В.Пушкалова Ю.А.Сажина С.Н.Мишкино 2015-2016 год Славный Владимир, великий властитель, Языческой тьмы на Руси победитель; Священный огонь христианства принесший И церковь Христа до народа донесший. Прозвали Владимира Солнышком Красным, Ведь он проживал свою жизнь не напрасно. А мы сохраняем родные святыни И подвиг Владимира помним поныне. CCСодержание:Введение…………………………………………..сл.4 Цель и задачи………………………………..сл.5Основная часть……………………………….сл.6 2.1.Князь Владимир……………………………сл.6 2.2.История Крещения Руси……………….сл.9 2.3.Князь Владимир в произведениях искусства………………………………………….сл.12 2.4.Реконструкция……………………………….сл.27 2.5.Исследовательская часть……………….сл.3. Заключение…………………………………………сл.Приложение……………………………………………..сл.Информационные источники………………….сл. 1. Введение.28 июля в России отмечается памятная дата – День Крещения Руси. Это ключевое историческое событие связано с именем святого князя Владимира. Историки называют Владимира Великим, церковь – святым равноапостольным, народ нарек его Владимиром Красное Солнышко. Этот праздник можно назвать и религиозным, и национальным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в фундамент тысячелетней истории русской веры, русской нации, русского государства и русской культуры. Он – духовный родоначальник народа русского. 2015 год – год 1000-летия преставления князя Владимира. Я заинтересовался этой исторической личностью. Изучив литературу по данной теме, я выяснил, что Князь Владимир был с одной стороны: коварный, жестокий братоубийца, многоженец, идолопоклонник, а с другой - в памяти народа он остался Владимиром Красное Солнышко, Владимиром Крестителем. Меня заинтересовало это противоречие, захотелось самому выяснить, что же представлял собой князь Владимир: как человек, государственный деятель и его роль в истории нашего государства. Изучить роль личности князя Владимира в укреплении и развитии нашего государства.Цель:Задачи:Изучить и систематизировать литературу по данной теме. Оценить личностные качества Князя Владимира.Познакомиться с произведениями искусства, передающими образ Князя Владимира.Провести социологический опрос.Осуществить реконструкцию события «Крещение Руси».Составить презентацию и видеоролик. 2. Основная часть.2.1. Владимир Красное Солнышко… Славный воитель, защитник Русской земли, могущественный князь, которому служат доблестные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович… В основу этого былинного образа легла народная память о Владимире, сыне князя Святослава Игоревича. Путь его к великокняжескому престолу был нелегок. Третий сын Святослава, он по своему положению в княжеской семье не был равноправен с братьями, ибо матерью его была Малуша, которая была одновременно ключницей Ольги и дочерью древлянского князя Мала, который сватался к княгине Ольге. Уходя в последний поход на Дунай, Святослав оставил за себя в Киеве старшего сына Ярополка, в мятежной Древлянской земле - другого своего сына Олега, Владимир же остался без удела. На счастье юного княжича, в Киев прибыли посланцы Новгорода. Просили великого князя назначить одного из его сыновей наместником в Новгородскую землю, тогда-то Святослав вспомнил о Владимире и послал его княжить от своего имени в первый стольный град Руси, где более века назад начинал свое правление его предок Рюрик, приглашенный новгородцами на княжение. В Новгороде, среди языческого окружения, Владимир сформировался не только как убежденный язычник, но и как враг тех людей, которые постоянно принижали его в Киеве. Он обладал сильным характером, большим умом, неукротимой отцовской волей. Но уже в это время Владимир приступил к решению крупных государственных задач: в первую очередь он восстановил вновь единство русской земли, потому что во время его междоусобной войны радимичи и вятичи отказались подчиняться Киеву. Продолжил новый великий князь и укрепление системы управления страной, как и отец, он посылал своих многочисленных сыновей от разных жен в качестве своих наместников в прежние племенные княжества. Продолжил Владимир и активную внешнюю политику Святослава. Главная черта в деятельности Владимира состоит в защите Русской земли и поэтому и был он воспет в народных былинах, рисующих князя как организатора русского войска заботливого и щедрого оберегателя дружины, как человека, преданного своим боевым товарищам. «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиной добуду серебро и золото, как мой дед и отец с дружиною доискались золота и серебра». Одной из важнейших государственных реформ Владимира стало крещение Руси. 2.2. История Крещения Руси.В 10 веке христианство уже проникло на Русь. Много христиан было среди купцов, горожан, бояр. Была христианкой и бабка Владимира- княгиня Ольга. Она одна из первых в 957 году приняла крещение из рук Константина Багрянородного. Мне кажется, что именно авторитет Ольги повлиял на принятие решения о выборе веры.Интересы развивающегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения единобожия: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог.Этого требовала международная обстановка. Вся Европа перешла к христианству, Русь не могла оставаться языческой окраиной. Христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку к женщине, матери, детям, укрепляло семью ячейку общества. Главным в христианстве были не жизненные успехи – богатство, власть, добыча на войне, а совершенствование души, свершение добра и достижение тем самым вечного спасения и блаженства в послеземной жизни. Человек мог быть нищ и убог, но если он вел праведный образ жизни, то становился духовным выше любого богача, нажившего свое добро неправедным образом. Христианство могло отпустить грехи. Очистить душу, оправдать человека в его поступках. «Повесть временных лет» повествует, что в 986г. В Киеве появились посланцы из других земель, предлагая Владимиру принять их веру. Ислам был отвергнут, поскольку ему показалось чересчур обременительным воздержание от вина, иудаизм - из-за того, что исповедавшие евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. Отверг князь и предложение перейти в веру, сделанное посланцами папы Римского. Проповедь представителя византийской церкви произвела на него самое благоприятное впечатление. Однако, не довольствуясь этим, Владимир отправил своих послов посмотреть, как поклоняются Богу в разных странах. Вернувшись, те заявили, что греческая вера самая лучшая. В греческих храмах, говорили они, красота такая, что нельзя понять - на земле находишься или на небе. Так, по легенде, совершился выбор веры. Торговые , политические, и религиозные связи Руси с Византией были наиболее прочными и давними, а сама Византийская империя была тогда одной из самых развитых и культурных стран мира. 2.3. Князь Владимир в произведениях искусства.Былинный и фольклорный образ. В былинах известен под именем Владимира Красно Солнышко, «ласкового князя Владимира». Ко времени его правления относятся подвиги трех богатырей. Типичный образ князя Владимира в былинах — собирательный: в нём объединены черты некоторых более поздних правителей. Кроме былин, мы встречаем упоминания о Владимире Красном Солнышке в так называемой Голубиной книге (восточно-славянский народный духовный стих конца XV — начала XVI века). Там его зовут Володарь, Володимер, Володимир Сыславич, Володум. Свои произведения Владимиру I посвящали Феофан Прокопович, Я Б. Княжнин, Ф.П. Ключарев, М.М.Херасков, А.С.Грибоедов, А.Н.Муравьев. В эпоху «Владимира-солнце», обрисованного по «Истории государства Российского» Карамзина, происходит действие «Руслана и Людмила» Пушкина. Князь Владимир является центральным персонажем ряда исторических романов: «Голубь над Понтом» («Когда пал Херсонес») Антонина Ладинского, «Владимир» Семена Скляренко, «Князь Владимир» Юрия Никитина , «Дочка императрицы» Михаила Казовского (1999), «Язычник» (2009) и «Княжья Русь» (2010) Александра Мазина и других. В романах «Князь» (2005) и «Герой» (2006) Александра Мазина упоминается о рождении и детстве Владимира. Храмы:Владимирский собор (Киев) Владимирский собор (Севастополь), усыпальница адмиралов Владимирский собор в Херсонесе Таврическом Владимирский собор (Воронеж) Кафедральный собор Святого равноапостольного князя Владимира (Астрахань) Собор святого равноапостольного князя Владимира (г. Новочебоксарск) Памятники:В 1853 году князю Владимиру был воздвигнут памятник в Киеве. Первоначально идея, родившаяся в окружении киевского генерал-губернатора Дмитрия Бибикова, воздвигнуть памятник князю Владимиру на пустой высокой горе над новым центром города — Крещатиком. Памятник Тысячелетие России. Новгород. Владимир Креститель держит в руке крест и попирает ногой идола Перуна. В 1999 году в Белгороде открыт памятник святому равноапостольному князю Владимиру — крестителю Руси. Скульптор Клыков В. М. Высота памятника равняется 22 метрам. В 2007 году во Владимире открыт памятник Владимиру Святому и епископу Суздальскому Феодору работы скульптора Сергея Исакова. В 2010 году в городе Коростень открыт памятник юному князю Владимиру и его матери Малуше. В 2013 году в Астрахани, к 1025-летию крещения Руси и 455-летию со дня основания города установлен памятник святому князю Владимиру. Памятник размещен в сквере, напротив Кафедрального собора Святого равноапостольного князя Владимира. В кинематографе Владимир Святой (1993; Россия) режиссёр Юрий Томошевский, в роли Владимира Владислав Стржельчик.Ярослав Мудрый (1981; СССР) режиссёр Григорий Кохан, в роли Владимира Пётр Вельяминов.Легенда о княгине Ольге (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко, в роли Владимира в юности Иван Иванов, в старчестве Иван Миколайчук. Социологический опросМною был проведён социологический опрос среди учеников 9 класса, с целью выяснить, что знают мои сверстники о роли Князя Владимира в истории нашего государства. 1. Знаете ли Вы, кто такой Князь Владимир?2. Какую роль сыграл Князь Владимир в истории нашей страны?3. Знаете ли вы художественные произведения, связанные с Князем Владимиром?4. Ваше отношение к Князю Владимиру как к исторической личности. 2.4. Исследовательская часть. 1. Знаете ли Вы, кто такой Князь Владимир?60%40% 2. Какую роль сыграл Князь Владимир в истории нашей страны? 3. Знаете ли вы художественные произведения, связанные с Князем Владимиром? 4. Ваше отношение к Князю Владимиру как к исторической личности. 2.5. Реконструкция.Цель реконструкции: привлечь внимание к личности князя Владимира, его роли в выборе веры и крещения Руси. Время проведения: 28 июля 2015г., село Первомайское, с.Кирово на берегу реки Миасс.Для проведения реконструкции был создан оргкомитет при Администрации Мишкинского района в который вошли главы администраций поселений, отдел культуры, благочинный Западного округа о.Алексий, учителя и учащиеся Мишкинской СОШ, жители сел Кирово и Первомайское, корреспондент газеты «Искра», представители краеведческого музея, депутаты районной Думы. 3. Заключение.В ходе работы я собрал, систематизировал материал по изученной теме, в том числе изучил интернет-ресурсы, обратился за консультацией к учителям истории Красногорцевой Б.Л., Медведеву С.А., Пушкаловой Ю.А.. Выяснил, как был запечатлён образ Князя Владимира в искусстве. Мною был проведен социологический опрос с целью: выяснить, насколько мои сверстники знают о роли князя Владимира в истории нашего государства. Составил диаграммы, анализируя их я пришёл к выводу……… Я пришел к выводу, что Князь Владимир сыграл важную роль в становлении русской государственности: он заложил краеугольный камень в фундамент тысячелетней истории русской веры, русской нации, русского государства и русской культуры. Он – духовный родоначальник народа русского. Вместе с тем, я убедился в том , что Владимир фигура- неоднозначная, противоречивая: жестокий и коварный, и вместе с тем просветитель и защитник земли русской. Приложение: 1. Газета « Искра» 2. Сценарий 3. Презентация 4. Видеоролик5. Буклет Информационные источники:1. Алиева Н., Воскобойников В. Как Русь стала православной. М:, 19902.Дмитриев Л.А.Литература Древней Руси. Хрестоматия. М:, 19903.Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. Красноярск, 1995.4.Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.1, глава 95.Мир русской истории. Энциклопедический справочник. М:, 1997.6.ОстапенкоИ. Древнерусские повести.Пермь:1991.7.Рыжов К.В. Сто великих россиян. М:,2002.