Тема: «Развитие ключевых компетентностей обучающихся в условиях внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности»


Исполнитель: Капустина Ирина Павловна , слушатель профессиональной переподготовки  Научный руководитель: Кучегура Любовь Александровна, кандидат филологических наук, зав. кафедрой ВиДО ИРООО Тема: «Развитие ключевых компетентностей обучающихся в условиях внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности» ВведениеГлава 1 Организация внеурочной деятельности школьников спортивно-оздоровительной направленности1.1 Развитие физических качеств личности обучающихся с позиций компетентностного подхода1.2 О формировании мотивации учащихся к спортивно-оздоровительной деятельностиВыводы по первой главеГлава 2 Внеурочная деятельность по физическому воспитанию, способствующая развитию у обучающихся компетентности в области здоровья2.1 Формы внеурочной деятельности по физическому воспитанию2.2 Программа развития физических качеств обучающихся как средство развития общей (аэробной) выносливостиВыводы по второй главеЗаключениеСписок литературы ОГЛАВЛЕНИЕ ЦЕЛЬ: Раскрыть формы, пути и средства физического воспитания, направленные на формирование компетентностей школьников в сфере физического развития изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме; дать описание применяемых форм, средств физического развития школьников во внеурочное время; раскрыть каналы, пути повышения мотивации учащихся на занятия школьным спортом, пути повышения их двигательной активности, формы и средства формирования компетентностей. ЗАДАЧИ: Объект исследования: внеурочный образовательный процесс, направленный на формирование компетентностей воспитанников. Предмет исследования: деятельность педагога, способствующая формированию и развитию компетентностей. Формированию целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, приобретению ценностей, самостоятельной деятельности воспитанников и личной ответственности за свое здоровье, то есть становлению компетентностной личности школьника, определяющей современное качество внеурочной деятельности, будет способствовать комплексная работа педагога по отбору форм, средств и содержания внеурочной работы. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1 Развитие физических качеств личности обучающихся с позиций компетентностного подхода1.2 О формировании мотивации учащихся к спортивно-оздоровительной деятельности Организация внеурочной деятельности школьников спортивно-оздоровительной направленности Развитие физических качеств личности обучающихся с позиций компетентностного подхода Компетентность как сложное личностное образование, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять образовательную деятельность, обеспечивающее процесс развития и саморазвития ученика Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников по спортивно-оздоровительному направлению могут быть трех уровней. Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о необходимости сохранения физической активности, понимания важности и значимости физического развития. Развитие физических качеств личности обучающихся с позиций компетентностного подхода Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовой ценности – ценности здоровья, ценностного отношения к занятиям спортом и физической культурой в целом. Третий уровень результатов – получение школьником самостоятельного опыта активного физического действия. Развитие физических качеств личности обучающихся с позиций компетентностного подхода О формировании мотивации учащихся к спортивно-оздоровительной деятельности При решении задач, направленных на формирование компетентностей обучающихся, воспитание физических качеств, формирование двигательных навыков немаловажное значение приобретает формирование положительного отношения и интереса школьников к занятиям физическими упражнениями. Положительная мотивация учащегося на занятия спортом зависит от положительных переживаний, эмоций, от педагогической оценки деятельности, которым он занимается. Для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенности уроками физической культуры используются разнообразные методы, например, игровой и соревновательный методы. О формировании мотивации учащихся к спортивно-оздоровительной деятельности Золотая осень (осенний кросс); Школьный турнир по баскетболу;«Вместе с мамой, вместе с папой»;«Румяные щечки»; «Футбол на снегу»;Школьный турнир по волейболу;«Рыцарский турнир»;«Веселые старты»; «Вместе веселей»;Школьный турнир по пионерболу; Перечень внутришкольных мероприятий, развивающих и повышающих мотивацию обучающихся на занятия спортом Деятельность учителя по формированию ключевых компетентностей у обучающихся Цели физического воспитания Средства физической культуры, уменияи знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье Формируемые компетенции Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеваний Комплексы лечебной физической культуры.Оказание первой помощи при травмах.Определение индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности.Понимание значения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры Личностная Деятельность учителя по формированию ключевых компетентностей у обучающихся Цели физического воспитания Средства физической культуры, уменияи знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье Формируемые компетенции Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания Комплексы профессионально-прикладных физических упражнений.Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и повышения работоспособности.Знание особенностей физической работоспособности человека, факторов положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизни Социальная,компетентность в оздоровительно-реабилитационной деятельности Деятельность учителя по формированию ключевых компетентностей у обучающихся Цели физического воспитания Средства физической культуры, уменияи знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье Формируемые компетенции Обогащение двигательного опыта профессионально-прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности Общая и прикладная физическая подготовка.Владение способами двигательной деятельности.Умение разрабатывать тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности Учебно-познавательная, компетентность в двигательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний Деятельность по формированию ключевых компетентностей у обучающихся Цели физического воспитания Средства физической культуры, уменияи знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье Формируемые компетенции Усвоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации Знание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями; владение методикой организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности Общекультурная, личностная 2.1 Формы внеурочной деятельности по физическому воспитанию2.2 Программа развития физических качеств обучающихся как средство развития общей (аэробной) выносливости Внеурочная деятельность по физическому воспитанию, способствующая развитию у обучающихся компетентности в области здоровья Формы внеурочной деятельности по физическому воспитанию Основными формами являются: походы, экскурсии, занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях, игры, развлечения. В качестве примера по развитию физических качеств обучающихся в дипломной работе представлена программа секции «Волейбол», направленная на решение задач по развитию общей выносливости и формированию ключевых компетенций. Программа развития физических качеств обучающихся как средство развития общей (аэробной) выносливости Методы обучения: Словесные методы, наглядные методы, практические методы: метод упражнений, игровой, соревновательный, круговой тренировки Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная. Программа развития физических качеств обучающихся как средство развития общей (аэробной) выносливости Проявление ключевых компетенций в сфере внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности Ключевые компетенции Социальная значимость Личностная значимость Общекультурная Знание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества Определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом Проявление ключевых компетенций в сфере внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности Ключевые компетенции Социальная значимость Личностная значимость Учебно-познавательная Знание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом Проявление ключевых компетенций в сфере внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности Ключевые компетенции Социальная значимость Личностная значимость Коммуникативная Владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии Личностная Владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение Владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма Проявление ключевых компетенций в сфере внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности Ключевые компетенции Социальная значимость Личностная значимость Социальная Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха Образовательные формы, рассмотренные во второй части исследования, направлены на реализацию всех трех уровней образовательных результатов. Представленная нами программа, направлена на развитие целого комплекса компетенций обучающихся. Результаты исследования Таким образом, нами реализованы цели и задачи исследования по описанию форм, путей и средств физического воспитания по формированию компетентностей школьников в сфере физического развития. Результаты исследования