Презентация по истории искусства Искусство Китая (раздел Искусство стран востока)


ИСТОРИЯ ИСКУССТВА СТРАН ВОСТОКАИСКУССТВО КИТАЯ ПЕРИОД ИСТОРИИ КИТАЯ:Древний Китай (4 - 3-м тыс. до н.э. - до III в. н.э.)1. Шан-Инь (XVI -XI вв. до н.э.) - образовалось первое китайское государство2. Чжоу (XII –IV в. до н.э.)3. Чжаньго (период «Воюющих царств») 4. Цинь (221 - 207 гг. до н.э.)5. Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). Средневековый Китай (IV в. - середина XIX в.) - пора духовного и культурного подъема Китая, расцвета искусства: Тан (618-907) Период «пяти династий» 8. Сун (960- 1279)9. Завоевание Китая монголами (промежуток в 90 лет). 10. Китайская династия Мин (1368 - 1644), в период правления которой наступил новый расцвет архитектуры и декоративного искусства.10. Правление Маньчжурская династия Цин (1644- 1911). МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КИТАЯ: Художественное сознание китайцев сформировалось под воздействием отношения к природе как к огромному космосу, частицей которого является человек. В Древнем Китае был большой пантеон богов и духов (верховное божество Шанди).РЕЛИГИОЗНЫЕ УЧЕНИЯ: конфуцианство, даосизм и буддизм.Конфуцианство - учение, основанное Конфуцием (ок. 551-479 гг. до н.э.), который считал, что порядок отношений в семье и обществе, между правителями и подданными, между отцом и сыном навечно установлен Небом. Он разработал систему норм поведения человека - Ритуал. Согласно Ритуалу надо почитать предков, уважать старших, стремиться к внутреннему совершенству. Конфуций также утвердил строгие законы в музыке, живописи и литературе.Цель даосизма - постижение всеобщих законов мироздания. Его основу составляет теория Дао - Пути Вселенной, или вечной изменчивости мира, равновесие в котором достигается взаимодействием ян и инь (женское и мужское начало). Даосизм проповедовал созерцательный и поэтический взгляд на природу. Согласно учению даосизма человек незначителен по сравнению с первопричиной всего сущего - Дао, воплощенной в величественных явлениях природы. Даосы считали возможным создание эликсира бессмертия.Буддизм пришел в Китай из Индии в I в. н.э., укоренился в китайской культуре и стал самой популярной в стране религией.С VII - VIII вв. н.э. в Китае стал распространяться ислам. В более позднее время сюда проникли и христианские вероучения. Искусство Древнего Китая Сосуды Яншао III тыс. до н.э.Самыми ранними сохранившимися произведениями искусства являются тонкие сосуды правильной формы из желтой, бледно-розовой или красноватой глины, выполненные на гончарном круге или слепленные вручную. Они расписаны геометрическими орнаментами. Узоры имели магический смысл и связывались с пожеланиями хорошего урожая, дождей и др. Ритуальные бронзовые сосуды (II тыс. до н.э.)Украшены сложным геометрическим узором. Фоном могли служить меандр или спирали. Рельефы с изображениями птиц и драконов воплощали стихию неба и воды, цикады предвещали хороший урожай, быки и бараны сулили людям сытость и благоденствие. Сосуды часто украшались драгоценными камнями и цветными металлами. Назначение этих сосудов становилось все более утилитарным. Широкое распространение получили бронзовые зеркала, отполированные с одной стороны и инкрустированные серебром и золотом с другой, а также украшения из полупрозрачного матово-зеленого камня - нефрита.Сосуд инкрустирован бирюзойБронзовое зеркалоБронзовые сосуды и изделия периода Чжаньго (III век до н.э) Великая Китайская стена(начало строительства III в. до н.э. – закончена в правление династии Мин) Великая Китайская стена протянулась более чем на 3 тыс. км через весь Северный Китай. Великая стена, словно гигантский змей, вьется по горным хребтам, вершинам и перевалам. Примерно через каждые 200 м стоят четырехугольные сторожевые башни с отверстиями-амбразурами. Комплексы гробниц знати Это были большие подземные сооружения, к которым вели так называемые аллеи духов, охраняющих могилы. Они были обрамлены скульптурами зверей и каменными пилонами. В комплекс входили и наземные святилища. Рельефы на стенах погребальных сооружений изображали стражей в длинных халатах, фениксов, драконов, черепах, тигров. Рельефы погребения Ульянцы в Шаньдуне (II в.) Рельефы располагались фризами. На каждой плите была показана новая сцена, а рядом помещена поясняющая ее надпись. Боги и люди одеты одинаково, но фигуры богов и царей изображены более крупно, чем фигуры простых людей. Рельефы из Сычуаниотличались большей простотой и живостью образов, вниманием к бытовым сюжетам (сцены жатвы, охоты на диких уток, театральных и цирковых представлений и др.). В них все большее значение придавалось изображению природы. Тысячи воинов были выполнены из серой обожженной глины в полный рост и раскрашены. Вероятно, армия должна была охранять могилу императора от грабителей и защищать его в Царстве Смерти.Эти статуи были тщательно отделаны вручную, ни один из воинов не похож на другого. В подземных залах было найдено более восьми тысяч фигур: пехотинцы, лучники, стрелки из арбалета, кавалеристы, воинские колесницы с лошадьми, построенные в боевом порядке.Захоронение глиняной армии императора династии Цинь Ши-хуанди Захоронение Ши-хуанди ИскусствоСредневекового Китая В IV—VI вв. по всему Китаю началось строительство грандиозных монастырей, высеченных в скалах, наземных деревянных храмов и пагод-башен в честь буддийских святых. Ранние пагоды мягкой кривизной и округлостью линий напоминают индийские башнеобразные храмы.Назначение: В буддийских монастырях пагоды служили хранилищами реликвий, статуй, канонических книг. Пагода Сунъюэсы Юньган «Храм заоблачных высей» – буддийский скальный монастырь (IV—VI вв.) Лунмэнь «Ворота дракона» – буддийский скальный монастырь (IV—VI вв.) Период Тан(618-907) (652-704 г.г.)Даяньта «Большая пагода диких гусей» Цяньфодун– буддийский скальный монастырь (IV—VI вв.) ЖИВОПИСЬВ период Тан сложился технический и сюжетный арсенал классической китайской живописи. В ней сформировались специфические жанры: парадный портрет (разделяющийся на несколько категорий), анималистический жанр «цветы-птицы» (изображение растений, птиц и насекомых), бытовой жанр («люди и предметы»), пейзажный жанр («горы-воды» «шань-шуй»), образующий неразрывный союз с поэзией и каллиграфией.К периоду Тан канонизировались формы вертикальных и горизонтальных свитков. Горизонтальный свиток служил своеобразной живописной книгой, куда благодаря открытости композиции, как бы не имеющей начала и конца, художник мог вместить целый поток зрительных впечатлений. Форма вертикального свитка, рассчитанная на иное эмоциональное восприятие, позволяла живописцу передать большое пространство, показать природу не в частных проявлениях, а в единстве. На разных исторических этапах излюбленной была то горизонтальная, то вертикальная форма свитка.Композиционный строй картины и особенности перспективы были рассчитаны на то, чтобы человек ощущал себя не центром мироздания, а малой его частью. Ли Сысюнь – китайский живописец, один из основателей сине-зелёного стиля пейзажа. пейзажа периода Тан. Писал величественные гористые пейзажи, нередко с архитектурными мотивами, с четкими линиями, сложными и многоплановыми композициями. Ли Чжаодао – китайский живописец, сын Ли Сысюня. Отец и сын Ли являются основателями «северной школы пейзажа» - одного из двух основных направлений этого жанра, для которого характерна тщательная проработка деталей, и чёткая обрисовка тушью.  «Путешествие Минхуана в Шу» Пейзажи Ван Вэя написаны черной тушью по золотистому шелку. Дали в них едва прорисованы, они как бы тают в далеком тумане. Его картины очень поэтичны. Природа кажется тихой и задумчивой, колорит серебристый монохромный, иногда обогащенный зеленоватыми тонами. Период Сун (960- 1279) Развитие получил жанр «цветы-птицы». Одним из крупнейших художников этого жанра был Цуй Бо. «Бамбук и цапля»«Две сороки, бранящие зайца»  Пейзажи Го Си (ок. 1020 -ок. 1090)Писал гармоничные и лирические образы природы, достиг новых вершин в передаче воздушной среды, перспективы, освещения. В сложной композиции пейзажа он умел тактично выделить основное. «Ясно осеннее небо над равнинами и горами» Го Си «Ранняя весна» Период правлениякитайской династии Мин (1368 - 1644) В эпоху Мин были возведены такие крупные города, как Пекин и Нанкин. Города делились на две части: внутреннюю и внешнюю. Вся территория Внутреннего города была покрыта садами, парками, искусственными речушками и каналами с островами и полуостровами.В древние времена в центре Внутреннего города за особой крепостной стеной был воздвигнут ЗАПРЕТНЫЙ ГОРОД, где жили император, члены императорской фамилии, а также чиновники и наложницы. Попасть туда простому смертному было практически невозможно. Стены Запретного города были окрашены в пурпурный цвет. Запретный город опоясывала стена шириной более десяти метров. Она была так широка, что на ней свободно могли разъехаться две повозки. Мощь стены подчеркивалась изяществом четырех угловых башен замысловатой формы. Императорский дворцовый ансамбль разделялся на несколько частей: центральную парадную, состоявшую из ряда площадей и залов для приемов, и боковые, отделенные коридорами. В Запретном городе в стройном порядке расположились постройки - приемные залы, парадные покои, театры, беседки. Тронный зал Тайхэдянь (Зал Высшей Гармонии) Бэйхай – императорский парк ансамбля Императорского дворцаВсе было устроено так, что радовало глаз и давало отдых. Мощенные камнем дорожки императорского сада вели к искусственным горкам, сложенным из массивных каменных глыб, к сосновым рощицам, живописным группам деревьев и кустарников Ансамбль «Храм Неба» в ПекинеВ Китае большое значение придавалось жертвоприношениям, связанным с обрядами поклонения Небу и Земле как дарителям урожая. «Храм Небесного свода» Летний дворец в Пекине (XII в. - в начало XVI в.)Традиционные представления китайцев о гармонии души человека, природы и искусства отразились в устройстве Летнего дворца — паркового ансамбля с жилыми зданиями, храмами и павильонами, раскинувшимися по берегам искусственного озера. Он занимает огромную территорию. Удивительно поэтичны названия построек и укромных уголков Летнего дворца: Сад гармонии и добродетели, Сад гармоничной радости, Павильон нефритовых волн. Пагода Духов и Будды. Ламаистский храм Он был воздвигнут на северо-востоке города в 1694 г. как резиденция принца, а в 1744 г. превращен в ламаистский монастырь, где поселились 500 монахов. В огромном павильоне находятся три огромные статуи Будды. ЖИВОПИСЬСюй Вэй (XVI в.) создавал произведения, отличающиеся новизной и оригинальностью решений. Он отошли от свойственной пейзажам прошлого пассивной созерцательности и приблизил к зрителю цветы, бамбук и сочные гроздья винограда. Однако и он не смогли преодолеть жесткость живописных канонов.«Бамбук» Сюй Вэй «Писанный тушью виноград»«Хризантема и бамбук» Пейзажи Чжу Да (XVII в.) Период Цин (1644- 1911) Ци Байши (I860 - 1957) соединил традиционные приемы и экспериментальные поиски. Он копировал образцы классической живописи и каллиграфии, перенимая стремление к четкой проработанной форме, изяществу линии, ясности композиции, и при этом много работал с натуры в поисках собственных, неповторимых средств выразительности. Красота природы у Ци Байши навевает ощущение глубокого покоя, к радости бытия примешивается отголосок тихой и светлой печали. У него все подчинено строгому чувству меры, которое всегда было главной чертой великих китайских мастеров. Ци Байши Презентация составлена по учебнику История изобразительного искусства. В 2-х т.  Сокольникова Н.М.Презентацию выполнил преподаватель ДШИ Голикова Д.Н. п.Солнечный, ХМАОСсылки на сайты :http://gorodnaneve.com/art/810-2012-03-27-07-04-06.htmlhttp://fb.ru/article/57485/iskusstvo-drevnego-kitayahttp://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st042.shtml http://tourisminchina.ru/iskusstvo-drevnego-kitaya/ http://art.mirtesen.ru/blog/43373237807/Iskusstvo-Drevnego-Kitaya http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st042.shtml