Презентация к уроку литературы в 11 классе Серебряный век русской поэзии


Учитель Плиева Л.В.МОУ СОШ № 41 Вступительный урок по теме Цели урока Познакомить с русской культурой конца XIX – начала XX вековДать определение понятия Серебряный векРазвитие образного мышленияВоспитание духовно-нравственных ценностей «…Этот мир очарований, этот мир из серебра» Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова?Какие ассоциации вызывает звучание этих слов? Серебряный век Ассоциативная цепочка:Блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса…Особый мир – возвышенный и прекрасный Временные рамки Серебряного века Непродолжительный период на рубеже XIX – XХ веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусство. Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен.Впервые название было предложено философом Н.Бердяевым.Статья Николая Оцупа «Серебряный» век русской поэзии (1933 г.)Книга Сергей Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962 г.) Первая учебная ситуация Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место? Выступления учащихсяИсторик 1890 – начало эпохи экономического роста, реформ Витте1894 – начало царствования Николая ПС 1902 г. – массовое создание политических партий1903 г. – второй съезд РСДРП1904 -1905 -0 русско-японская война1905-1907 – первая русская революция1906 – создание 1 Государственной Думы, аграрная реформа Столыпина1914 – начало Первой мировой войны1817 – Февральская революция, свержение самодержавия1917 – Октябрьская революция (переворот) Историк Декаденство (лат. dekadentia – упадок) – явление в культуре конца XIX - начала XX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживанийМодернизм ( фр. moderne – новейший, современный) – художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника. ИскусствоведМ.Врубель «Демон поверженный» Что мы видим? Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. «И зло наскучило ему» Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов ВрубеляСнизу ползет синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное…Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опаленные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности… В. Борисов-Мусатов «Призраки»1903 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва. Симфония художника Подобно Ф.И.Тютчеву, художник мог бы сказать: "Душа моя - элизиум теней, теней бесплотных, светлых и прекрасных". Из этого парка забвения нет выхода, и героини, торжественно предстоящие в картинах, замирают от невозможности выразить драму человеческой души, ее бездонность и оттого обречены на вечное молчание.Атмосфера безмолвной грусти…В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения зыбки и бестелесны… К.Петров-Водкин «Купание красного коня»Показана в 1912 году на выставке "Мира искусства» Символический смысл картины Своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечестваЗвонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роднили картину не только со строем древнерусских икон, но и с образами итальянского Ренессанса.. Литературовед «Золотой век» в истории русской литературыПоэзия сменяется прозойПрозу сменяет поэзияВывод по первой учебной ситуации:Поэзия – всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия… и всегда потрясение.Поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был индивидуален. Вторая учебная ситуация Голоса поэтов начала векаКомпозиция «Я каждый миг исполнен откровенья» Задания для учащихся:Прослушать композициюЗаписать в тетрадь имена авторов, годы жизни, поэтическую Я-концепцию Владимир Сергеевич Соловьев1853-1900 г. Мирра Александровна Лохвицкая(1869-1905) Константин Дмитриевич Бальмонт(1867-1942) Дмитрий Сергеевич Мережковский(1865-1941) Федор СологубФедор Кузмич Тетерников)(1863-1927) Михаил Алексеевич Кузмин(187501936) Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин (1877-1032) Марина Ивановна Цветаева(1892-1941) Владислав Фелицианович Ходасевич(1886-1939) Велимир Хлебников(Виктор Владимирович)(1885-1922) Игорь Северянин(Игорь Васильевич Лотарев) (1885-1941) Владимир Владимирович Маяковский(1893-1930) Выводы, запись в тетради: Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одаренная личность.Каждый считает, что он в ответе за будущее.Каждый стремится вобрать в свое творчество весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю. Обзор литературной жизни начала века СимволизмАкмеизмФутуризм - цели творчества;отношение к миру;отношение к слову:особенности формы произведений Таблица по литературным направлениям Цель творчестваОтношение к мируОтношение к словуОсобенности формы Символизм Направление в искусстве 1870-1910-х годов; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни времениСущность символизма сформулировал В.С.Соловьев:Милый друг, иль ты не видишь,Что все видимое нами –Только отблеск, только тениОт незримого очами? Акмеизм (от греческого аcme - высшая степень чего-либо, цветущая сила) Направление в литературе, провозгласившее своими главными принципами:- освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности- стремление придать слову определенное, точное значение, основываясь на конкретной образности- обращение к человеку, к подлинности его чувств-поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала Футуризм (от латинского futurum – будущее)Идея разрушения старого мираХудожественной системе футуризма свойственны:Культ техники, индустриальных городов;Отрицание гармонии как принципа искусства;Словесные деформации, напряженный интерес к неологизму, к игровому началу;Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художникаПафос эпатажа ВыводЧто дает основания для объединения поэтов начала века, чьи творческие принципы столь различны, под общим понятием «творцы Серебряного века»? Все эти поэты – современники; их объединяет время, сама эпохаВсем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритмуОни склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатийИх сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему… Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов Серебряного века (по выбору учащихся)Просмотреть записи в тетради, записать вывод по уроку.