Презентация по литературе для элективного курса в 11 классе Современный литературный процесс


Сергей Довлатовродился 3 сентября1941г. в Уфе умер 24 августа 1990г. в Нью – Йорке(от сердечной недостаточности) Отец – Донат Исаакович Мечик - театральный режиссёр Мать – Нора Сергеевна Довлатова – литературный корректор С 1944 года жил в Ленинграде В 1959 году поступил на филологический факультет Ленинградского университета, но был отчислен со второго курса. С 1962 по 1965 служил в армии, в системе охраны исправительно-трудовых лагерей в Коми АССР. После демобилизации поступил на факультет журналистики, работал журналистом в городской многотиражке, начал писать рассказы. Входил в ленинградскую группу писателей «Горожане». 1972 – 1976 работал корреспондентом в Таллинне, экскурсоводом в Псковском Пушкинском заповеднике. В 1976 году вернулся в Ленинград, работал в журнале «Костёр». Сергей Довлатов писал прозу, но из многочисленных попыток печататься в советских журналах ничего не вышло. Набор его первой книги был уничтожен по распоряжению КГБ. В 1976 году некоторые его рассказы были опубликованы на Западе в журналах «Континент», «Время и мы» , за что Довлатов был исключён из Союза журналистов СССР. В 1978 году из-за преследования властей Довлатов эмигрировал в Вену, а затем в Нью –Йорк, где издавал «лихую» либеральную эмигрантскую газету «Новый американец», работал на радио «Свобода». Одна за другой выходят книги его прозы. Довлатов стал одним из наиболее популярных и читаемых русских писателей конца ХХ – начала ХХI века. Его повести, рассказы и записные книжки переведены на множество языков, экранизированы, изучаются в школе и вузах. «Родина - это мы сами. Наши первые игрушки. Перешитые курточки старших братьев. Бутерброды, завёрнутые в газету. Девочки в строгих коричневых юбках. Мелочь из отцовского кармана. Экзамены, шпаргалки… Нелепые, ужасающие стихи… Мысли о самоубийстве… Стакан «Агдама» в подворотне… Армейская махорка…Косо перечёркнутые строки… Рукописи, милиция, ОВИР… Всё, что с нами было, - родина. И всё, что было, останется навсегда…» «Заповедник», «Зона», «Наши», «Иностранка», «Чемодан» - эти и другие удивительно смешные и пронзительно печальные довлатовские вещи давно стали классикой. Шутки Довлатова запоминаешь сразу и на всю жизнь, а книги перечитываешь десятки раз. Они никогда не надоедают.«Ты вырвался, чтобы рассказать о нас и о своём прошлом. Всё остальное мелко. Всё остальное лишь унижает достоинство писателя». «Твоя эмиграция – не частное дело. Иначе ты не писатель, а квартиросъёмщик». Очень жаль, что писатель умер так рано – в возрасте 48 лет. Он не успел застать ни распад СССР, ни появление новой России, которую стали называть «демократической». Трудно представить себе такого героя, как Довлатов, в современной России. Вёл бы он Facebook? Выступал бы на митингах? Подписывал бы письма? Трудно сказать… Одно можно утверждать: сейчас всем нам очень бы пригодилась его ирония, его искусство рассказчика, умеющего с таким мастерством использовать оксюморон, подчёркивающий абсурдность окружающего мира и нормальность героя. Благородство - это готовность действовать наперекор собственным интересам. Вежливость маскирует пороки. В Москве «деловыми людьми» называли себя жулики и аферисты. Понятия «маклер» и «бизнесмен» ассоциируются с тюремной решёткой. Если дать творческую свободу петуху, он всё равно будет кукарекать. Желание командовать в посторонней для тебя области есть тирания. Ирония – любимое, а главное, единственное оружие беззащитных. Какое это счастье – говорить, что думаешь! Какая это мука – думать, что говоришь! Мещане – это люди, которые уверены, что им должно быть хорошо. Язык не может быть плохим или хорошим… Ведь язык – это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. Философские проблемы рассказов С. Довлатова: - единство и борьба полярных сил; - относительность любой истины, претендующей на монополию; - сложность бытия