Литературный процесс 30-х начала 40-х годов ХХ века


Урок литературы 11 класс«Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов XX века»Автор: Чаплыгина Г.В., учитель русского языка и литературы,МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина2017 г Литература и искусство1932 г. – образованы Союз композиторов, Союз архитекторов и Союз художников1934 г. – Союз писателей.Членство в союзе являлось необходимой и неотъемлемой частью художественного творчества и основой материального благосостояния деятелей культуры.Отлучение от союза превращало художника в изгоя, а его произведение становилось недоступным для масс.Господствующий творческий метод – социалистический реализм (соцреализм).Идейная направленность произведения – решающая в оценке значимости произведения искусства. 23 апреля 1932 года выходит постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно - художественных организаций» Цель: объединить всех писателей в единый Союз советских писателей. 17 августа 1934 года состоялся Первый съезд советских писателей На съезде присутствовали М. Горький (был избран председателем), А. Фадеев, А.Н. Толстой, С.Я. Маршак и многие другие Литературный термин Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. История возникновения и развития реализма Луначарский был первым литератором, заложившим его идеологический фундамент. Ещё в 1906 году он ввел в обиход такое понятие как «пролетарский реализм». К двадцатым годам, применительно к этому понятию он стал употреблять термин «новый социальный реализм», а в начале тридцатых посвятил «динамичному и насквозь активному социалистическому реализму», «термину хорошему, содержательному, могущему интересно раскрываться при правильном анализе», цикл программно-теоретических статей, которые публиковались в «Известиях» Термин «социалистический реализм» впервые предложен председателем Оргкомитета СП СССР И. Гронским в «Литературной газете» 23 мая 1932 года. Он возник в связи с необходимостью направить РАПП и авангард на художественное развитие советской культуры. Решающим при этом явилось признание роли классических традиций и понимание новых качеств реализма. В 1932—1933 Гронский и зав. сектором художественной литературы ЦК ВКП(б) В. Кирпотин усиленно пропагандировали этот термин На 1-м Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году Максим Горький утверждал: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле, которую он, сообразно непрерывному росту его потребностей, хочет обрабатывать всю, как прекрасное жилище человечества, объединенного в одну семью» Принципы соцреализмаНародность. Под этим подразумевалась как понятность литературы для простого народа, так и использование народных речевых оборотов и пословиц.Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всех людей.Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и своё сознание, отношение к окружающей действительности). Новые темы 30-х годовпроизводственная тема;коллективизация сельского хозяйства;бурный всплеск исторического романа. Романы о самовоспитании новой личности«Как закалялась сталь» Н. Островского (о преодолении болезни);«Два капитана» В. Каверина (о преодолении своих недостатков).Особое место занимают произведения А. Платонова «Котлован». «Чевенгур», «Ювенильное море». Тема коллективизации«Поднятая целина» М. Шолохова;«Бруски» Ф. Панфёрова;«Лапти» П. Замойского;«Ненависть» Н. Шухова;«Девки» Н. Кочина;поэма «Страна Муравия» А. Твардовского. Тема коллективизации В полной мере отразить трагические стороны «великого перелома» в деревне, производимого сверху и повлекшего страшный голод во многих областях страны, перегибы раскулачивания – всё это в той или иной мере будет затронуто лишь позднее, после разоблачения культа Сталина. Изменения в образах героев Герой действующий, не знающий нравственных мук и слабостей. Шаблонные персонажи: сознательные коммунист, комсомолка, бухгалтер из «бывших», колеблющийся интеллигент, диверсант. Колхозный роман «Бруски», «Лапти» Фёдора Замойского. В подобных произведениях освещалось колхозное движение, вовлечение крестьян в колхозы, строительство, говорилось об упрочении новой жизни в деревне. Расцвет переводческой литературыА.А. Ахматова, ЛозинскийБ. Л. Пастернак Жанр исторического романаВ. Шишков «Емельян Пугачёв»;О. Форш «Радищев»;В. Ян «Чингиз-хан»;С. Бородин «Дмитрий Донской»А. Степанов «Порт-Артур»;И. Новиков «Пушкин в Михайловском»;Ю. Тынянов «Кюхля»;Центральное место занимает роман А. Толстого «Пётр Первый». Лучшие прозаические произведения 30-40-х годовРоманы М. Шолохова «Тихий Дон» 1928-40, «Поднятая целина» 1932-60Эпопея М. Горького «Жизнь Клима Самгина» 1925-36Роман А. Толстого «Петр Первый» 1930-45 М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», 1928-1940