Доклад по физической культуре Современные требования к уроку физической культуре.


Современные требования к уроку в рамках введения ФГОС« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора. эрудиции»В.А. СухомлинскийУчитель физической культуры Гимназия №5, г. Владикавказ, РСО-Алания.Кудзиева Людмила Соломоновна. «Образование для жизни» «Образование на протяжении всей жизни».      Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:•   анализировать свои действия;•   самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; •   отличаться мобильностью;•   быть способны к сотрудничеству;•   обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (УУД)ПРЕДМЕТНЫЕсамоопределение:самоиндификациясамооценкасамоуважениесмыслообразование:учебная мотивациясоциальная мотивацияморально-этическая ориентация:система ценностных ориентаций на основе выполнения моральных нормтолерантностьрегулятивные:управление собственной деятельностьюинициативностьсамостоятельностьконтроль и коррекциякоммуникативные:речевая деятельностьнавыки сотрудничествапознавательные:работа с информациейработа с учебными моделямивыполнение логических операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации, подведения под понятиеосновы системы научных знаний, уменияопыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и творческому применению нового знанияпредметные и метапредметные действия с учебным материалом требования к современному уроку.- воспитательные;- дидактические;- психологические;- гигиенические. •    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.•    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;•    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;•     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;•    вывод делают сами учащиеся;•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; времясбережение и здоровьесбережение;•    в центре внимания урока - дети;•    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;•     умение демонстрировать методическое искусство учителя;•    планирование обратной связи;•     урок должен быть добрым. Что отличает современный урок от традиционного? Структура урока Традиционная дидактическая структура основана на логике преподавания:Организационный моментПроверка домашнего заданияОбъяснение нового материалаЗакрепление Что отличает современный урок от традиционного? Структура урока Современная дидактическая структура основана на логике познания:Актуализация: 1.мотивационная 2.содержательнаяИзучение – «открытие» новых знанийТворческое применение Что отличает современный урок от традиционного? Структура урока Логико-психологическая структура урока (сценарий, режиссура):Завязка (интрига, проблема)КульминацияРазвязка {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Предмет измененийТрадиционная деятельность учителяДеятельность учителя, работающего по ФГОСПодготовка к урокуУчитель пользуется жестко структурированным конспектом урокаУчитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обученияПри подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендацииПри подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегамиОсновные этапы урокаОбъяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителяСамостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)Главная цель учителя на урокеУспеть выполнить все, что запланированоОрганизовать деятельность детей:• по поиску и обработке информации;• обобщению способов действия;• постановке учебной задачи и т. д.Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.Форма урокаПреимущественно фронтальнаяПреимущественно групповая и/или индивидуальнаяНестандартное ведение уроков–Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Взаимодействие с родителями обучающихсяПроисходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процессИнформированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи ИнтернетаОбразовательная средаСоздается учителем. Выставки работ обучающихсяСоздается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холловРезультаты обученияПредметные результатыНе только предметные результаты, но и личностные, метапредметныеНет портфолио обучающегосяСоздание портфолиоОсновная оценка – оценка учителяОриентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценкиВажны положительные оценки учеников по итогам контрольных работУчет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Традиционные заданияЗадания в учебниках ФГОСНазови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войнеПредставь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни.Перечислите отличия растений от животных.Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный Кряк?Перечислите имена существительные, которые относятся к 1, 2 и 3 склонению?Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?Определите площадь прямоугольника.Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол. Учебная ситуацияособая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Основные этапы урока«Самоопределение в деятельности» «Учебно-познавательная деятельность» 1 шаг — организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;2 шаг — организация деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;3 шаг — организация деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;4 шаг — организация деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока. «Интеллектуально-преобразовательная деятельность» «Рефлексивная деятельность»  {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Образовательные задачи УЗВозможные методы и приёмы выполненияОрганизационный этап (1 этап)Приветствие, проверка подготовленности, организация вниманияРапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.Проверка выполнения домашнего заданияУстановить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемыТесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работыПодготовка учащихся к работе на основном этапеОбеспечить мотивацию, актуализация субъектного опытаСообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом Опорная таблица для конструирования учебного занятия {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этап усвоения новых знаний и способов действий (2 этап)Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материалаСодействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выборуРабота с определениемИспользование обыденных аналогийПредставление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обученияПервичная проверка понимания изученногоУстановить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материалаОпорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этап закрепления новых знаний и способов действий (3 этап)Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины пониманияИспользование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданийПрименение знаний и способов действийОбеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуацияхРазноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссияОбобщение и систематизацияОбеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связейПостроение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем»Контроль и самоконтроль знаний и способов действийВыявление качества и уровня усвоения знаний и способов действийРазноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи, задачи с избыточными, противоречивыми данными Коррекция знаний и способов действийПроведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действияИспользование разделённых на мелкие этапы и звенья упражненийПрименение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Информация о домашнем задании (4 этап)Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего заданияТри уровня домашнего задания:Стандартный минимумПовышенныйТворческийПодведение итогов занятияДать качественную оценку работы класса и отдельных учащихсяСообщение учителя, подведение итогов самими учащимисяРефлексия Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассникамиТелеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты Технологическая карта урокаэто способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Основные этапы организации учебной деятельности  Цель этапаСодержание педагогического взаимодействия Деятельность учителяДеятельность обучающихся    ПознавательнаяКоммуникативнаяРегулятивная1. Постановка учебных задачСоздание проблемной ситуации. Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказыванияПринимают и сохраняют учебную цель и задачу.2. Совместное исследование проблемы.Поиск решения учебной задачи.Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зренияОсознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действийИсследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решенияТехнологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}3. МоделированиеФиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.Воспринимают ответы обучающихсяОсуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.4. Конструирование нового способа действия.Построение ориентированной основы нового способа действия.Организует учебное исследование для выделения понятия.Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.Участвуют в обсуждении содержания материалаПринимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль5. Переход к этапу решения частных задач.Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.Учатся формулировать собственное мнение и позициюОсуществляют самоконтроль {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}6. Применение общего способа действия для решения частных задач.Коррекция отработки способа.Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату7. Контроль на этапе окончания учебной темы.Контроль.Диагностическая работа (на выходе):- организация дифференцированной коррекционной работы,- контрольно-оценивающая деятельность.Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.Рефлексия своих действийОсуществляют пошаговый контроль по результату Результаты обученияУниверсальные учебные действияЛичностные – личностное самоопределение, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.Регулятивные – обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка)Познавательные - общеучебные (смысловое чтение, рефлексия, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач), логические (анализ, синтез, классификация, установление причинно – следственных связей, подведение под понятие), умение ставить и решать проблемы.Коммуникативные –планирование учебного сотрудничества, лидерство и согласование действий с партнёром, умение участвовать в коллективном обсуждении. Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний 2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. 3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.