Презентация по литературе М.Ю. Лермонтов и его роман Герой нашего времени


Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) «Герой нашего времени» История создания. Это самое крупное и значительное произведение Лермонтова в прозе. Роман начат в 1837-1838 гг., а закончен в 1839 г. Первоначально главы будущего романа печатались как самостоятельные повести, затем были объединены в отдельную книгу, вышедшую в 1840 г. Название Первоначально роман имел название «Один из героев начала века», которое как бы вступало в полемику с нашумевшим романом французского писателя Мюссе «Исповедь сына века». В этой редакции слово «герой» звучало без иронии и, может быть, прямо намекало на декабристов. В окончательном варианте («Герой нашего времени») есть иронический оттенок, падающий не на слово «герой», а на слово «нашего» (т.е. не на личность, а на эпоху). Жанр Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера. Об этом сказал сам Лермонтов: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…» «Герой нашего времени» - первый русский реалистический психологический роман в прозе. Расположение повестей в романе Предисловие ко всему роману. «Бэла». Чем загадочней герой, тем интереснее читателю. Печорин интересен и загадочен. Внимание читателя напряжено: он уже хочет найти ответы на многие вопросы. Расположение повестей в романе «Максим Максимыч». Здесь Печорин показан не с лучшей стороны: он выказывает равнодушие и холодность к человеку, который простодушно им восхищается. Читатель готов безоговорочно осудить героя. Расположение повестей в романе «Предисловие» к «Журналу Печорина». «Тамань». Наступает резкий поворот в повествовании: три следующие повести являются частями «Дневника Печорина», а в «Предисловии» к «Журналу Печорина» сообщается о смерти героя. Расположение повестей в романе «Княжна Мэри» Здесь Печорин рассказывает о себе сам, раскрывая причины своих поступков. В результате герой максимально приближается к читателю. Расположение повестей в романе «Фаталист» Печорин оказывается личностью если и не положительной, то чрезвычайно самобытной, сложной, глубокой и противоречивой. Хронологический порядок событий Печорин едет к месту назначения и останавливается в городишке Тамань. «Тамань» Хронологический порядок событий После военных действий на Кавказе (где он знакомится с Грушницким) Печорин едет в Пятигорск.«Княжна Мери» Хронологический порядок событий После дуэли с Грушницким Печорина направили в крепость под начало Максима Максимыча.«Бэла» Хронологический порядок событий Затем происходит история с Вуличем.«Фаталист» Хронологический порядок событий Через 5 лет Печорин снова встречается с Максимом Максимычем по дороге в Персию. «Максим Максимыч» Проблематика романаЗадачи автора Дать портрет поколения молодых людей своего времени, показав все самые их слабые стороны: холодность сердец, эгоизм, бесплодность деятельности. Проблематика романаЗадачи автора Исследовать душу человеческую, сосредоточив внимание на внутреннем мире главного персонажа, подробно раскрыв мотивы, побудившие его на те или иные поступки. Проблематика романаЗадачи автора Разобраться в основном противоречии героя своего времени – в разладе его мечты с действительностью. Проблематика романаЗадачи автора Проанализировать, как окружающая среда влияет на формирование личности и судьбу человека. Проблематика романаВыводы автора На вопрос, почему жизнь Печорина – «ровный путь без цели», Лермонтов отвечает названием романа. Социально-психологические условия эпохи во многом объясняют трагедию героя: разочарование и скептицизм – это и черта времени тоже. Проблематика романаВыводы автора Развитые обществом пороки и скука толкают человека на безнравственные поступки, а природные задатки души остаются невостребованными (вот почему в характере Печорина существуют противоречия и двойственность). Проблематика романаВыводы автора Когда человека не привлекает ни выгодная женитьба, ни новая звездочка на эполетах, а идеи добра и справедливости столкновения с жизнью не выдерживают, остаются (как у Печорина) два убеждения: рождение – несчастье, а смерть неизбежна. Вот почему В. Белинский назвал этот роман «воплем страдания» и «грустной думой».