Презентация к уроку литературы в 9 классе М. Ю. Лермонтов. Роман Герой нашего времени. Особенности композиции. Романтические и реалистические начала.


Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Особенности композиции. Реалистическое и романтическое начала в романе. Бурдеева Лариса Валентиновна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 7 с. Пожарское,первая квалификационная категория Цели урока: Знакомство с историей создания романа. Ввести новое понятие «психологический роман». Проанализировать композиционное своеобразие романа; повторить понятие сюжета и фабулы.3. Рассмотреть признаки реалистического и романтического начала в романе. М.Ю. Лермонтов.«Герой нашего времени» Анализ названия романа. (В заглавии романа заявлены два героя: герой и время). Художественная цель романа. (Показ внутренней борьбы героя, а не его противостояния внешнему миру. М.Ю. Лермонтов.«Герой нашего времени» 3. Жанр произведения. «Герой нашего времени» - это первый психологический роман в русской литературе, т.к. представляет историю души человеческой. Психологический роман – роман, в котором рефлектирующая личность героя подвергается критическому анализу автора или повествователя. М.Ю. Лермонтов.«Герой нашего времени» 4. Композиционное своеобразие романа. Произведение составлено из повестей разных жанров. Сюжет каждойповести помогает проникнуть в духовный мир героя. Автор задается целью представить героя максимально полно, поэтому читатель «видит» Печорина глазами нескольких лиц, а в дневниковых записях Печорин сам рассказывает о себе. Последовательность глав романа обусловлена не хронологией («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к «Журналу Печорина»), а вниманием к внутренней жизни героя, раскрываемой с помощью психологического анализа. Композиционное своеобразие произведения. СЮЖЕТ – совокупность событий в их композиционной последовательности.ФАБУЛА – совокупность взаимосвязанных событий, которые развиваются строго по хронологии. М.Ю. Лермонтов.«Герой нашего времени». 5. Конфликт произведения и этапы его развития.Конфликт между личностью и обществом . Завязкаконфликта отнесена автором в прошлое героя, к которому он периодически возвращается. В ходе развития поступательно происходит разрыв связей героя с миром: кульминационным моментом становится последняя, «главная» потеря – расставание с возлюбленной (Верой). Тем неожиданней становится развязка, когда герой торжествует над судьбой, при своем явном поражении со стороны общества. М.Ю. Лермонтов.«Герой нашего времени» 6. Проблематика романаВ произведении поднимаются социально – исторические и нравственные вопросы, связанные с изложением принципиальных основ мировоззрения поколения. М.Ю. Лермонтов.«Герой нашего времени» Романтическое начало Реалистическое начало 1.Нет полной истории жизни героя, лишь яркие ее моменты. 1.Социально-историческая обусловленность личности. 2.Статичный, но глубокий характер героя. 2.Типичность героя, образ которого составляется «из пороков всего нашего поколения в полном развитии». 3.Кольцевая композиция повествования . 3.Разностороннее представление героя без морализаторства. 4.Использование романтического мотива любви европейца к дикарке. 4.Отражение жизненной правды. М.Ю. Лермонтов.«Герой нашего времени» Домашнее задание: - Цитаты для характеристики образа центрального героя романа (Григория Печорина). - Мини-сообщения по произведению: Бэла – естественный тип любви. Девушка–контрабандистка – романтический тип любви.Княжна Мери – светский тип любви.Вера – настоящая любовь.Печорин и Максим Максимыч – дружба патриархального типа.Печорин и Вернер – дружба интеллектуальная.Печорин и Вулич. Использованная литература Учебник «Литература 9 класс» под ред. Т.Ф. Курдюмовой; М. – 2012. Русская литература 9 класс. Практикум. М.- 2005. Литература 9 класс. Методические советы. М. – 2001.И.В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе 9 класс.