Презентация по логопедии на тему Организация работы коррекционно-образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения


Организация работы коррекционно-образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения Учитель-логопед Хабарова О.Г. МА ДОУ «Детский сад комбинированного вида №71» г. Хабаровска Детский сад – это сад,Где стоят деревья в ряд,И на каждой ветке Вырастают детки,Румяные, красивые, Крикливые, счастливые,Прицеплены за бантики, Как на елке фантики.И смеются и жужжат, Словно пчелы в мае…Что такое детский сад,Почему так говорят?Потому, что дружно в немМы одной семьей растем!Оттого и говорят:В этом доме детский сад! В современной ситуации исторически значимых изменений общества четко проявляются реальные изменения современного ребенка. Д.И.Фельдштейн Проблемы современного образования, 2010, № 2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ЗНАЧИМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ РЕБЕНКА И СИТУАЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ 1. Резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста. 2.Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно - потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.3.Обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. 4. Обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур ребенка, ответственных за формирование общей произвольности. 5.Отмечается недостаточная речевая и социальная компетентность 25% детей старшего дошкольного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. 6. Тревогу вызывают факты и факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану, что тормозит речевое развитие детей. 7. Неблагоприятной тенденцией выступает обеднение и ограничение общения детей со сверстниками, низкий уровень коммуникативной компетентности.8. Всё больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении. Такие дети ранимы, повышенно сензитивны к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо прежде всего знать его во всех отношениях... Каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями.К.Д. Ушинский НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ О наименованиях государственных и муниципальных образовательных учреждений ( Письмо Министра общего и профессионального образования РФ от 17.02. 97 № 150/14 – 12)Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений (Приложение к письму Министерства общего и профессионального образования от 17.02.97 № 150/14 – 12) 3 3.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении ( Постановление Правительства Российской Федерации от 1.06.95 с изменениями и дополнениями, утвержденными от 14.02.97 № 179, от 23.12.02 № 919) 4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.97 № 1204,с изменениями, утвержденными постановлением от 23.12.02 № 919) НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ 5. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 16.01.02 № 03-51-5ин/23-03)6. О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовке детей к обучению в школе (Приказ Минздрава СССР от 12.07.84 № 666 с изменениями от 14.09.84 , 02.12.99) НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ 7. Положение о научно – методическом совете по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования (Приказ Минобразования России от 13.01.97 № 40) НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ Основная цель: Обеспечение в образовательном учреждении диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии Нормативно –правовые документы, регламентирующие работу коррекционных,логопедических групп 1. Методическое письмо об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в ДОУ(приложение к письму Минобразования России от 16.01.02 № 03 -51-5 ин/23 -03)Приложение №1 «Рекомендации по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешанной группы» ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ 1. ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ КОРРЕКЦИОННЫХ, ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ2. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ3. ПРИНЦИП УЧЁТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЁНКА4.ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПРИНЦИП КОРРЕКЦИИ5. ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ6. ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ УСИЛИЙ БЛИЖАЙШЕГО СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ Создание Коррекционно -образовательногопространства в дошкольномобразовательном учреждении УЧИТЕЛЬ-ПСИХОЛОГ МУЗЫКАЛЬНЫЙРУКОВОДИТЕЛЬ ИНСТРУКТОР ПОФИЗИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЕ МЕДИЦИНСКИЙПЕРСОНАЛ РОДИТЕЛИ ВОСПИТАТЕЛИ УЧИТЕЛЬНАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ УЧИТЕЛЬ –ЛОГОПЕД РЕБЁНОК ЕДИНОЕ КОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕДИНОЕ КОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕДИНОЕ КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО – ЭТО ПРОСТРАНСТВО, В РАМКАХ КОТОРОГО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПСИХОЛОГО – МЕДИКО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ. сопровождение – это система профессиональной деятельности, поддержка в проблемных ситуациях , направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития на каждом возрастном этапе дошкольника , успешной социализации развивающейся личности ребёнка. Процесс сопровождения-совокупность последовательных действий, позволяющих личности ребёнка успешно интегрироваться в общество Комплексный подход Комплексное сопровождение- это система профессиональной «команды» специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребёнка, независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде.Учителя-логопедыМузыкальный руководительВоспитателиПсихологиИнструктор по физическому воспитаниюМедицинский персонал ДОУРодители МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ДОУ УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД МЕТОДИСТ КАК КООРДИНАТОР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГ- ПСИХОЛОГ ВОСПИТАТЕЛИ ИНСТРУКТОРПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЁНОК С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ МУЗЫКАЛЬНЫЙРУКОВОДИТЕЛЬ Документы Интегрированный, коррекционно –развивающий план взаимодействия со специалистами (на основе комплексной диагностики)Тетради взаимосвязи со всеми специалистами Обеспечение условий для медико - психолого – педагогического сопровождения дошкольников 3 БЛОКА 1.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ2.КОРРЕКЦИОННО –ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ3.АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК 1.Психолого – медико – педагогический консилиум Психолого-медико-педагогический консилиум является одной из форм взаимодействия специалистов детского сада, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с проблемами в развитии и/или состоянии декомпенсации. ПМПк Работа ПМПк основывается на строгом соблюдении международных и российских законов о защите и развитии детей. ПМПк руководствуется Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией прав и свобод человека и гражданина, Семейным кодексом РФ, Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом «Об образовании», нормативными документами Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ, типовым положением о консилиуме Хабаровского края от 27.03.01 г. письма МО РФ от 27.03.2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме ПМПк) образовательного учреждения» и приложения к нему «О порядке создания и организации работы ПМПк образовательного учреждения». ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПМПк Целью ПМПк является обеспечение комплексного диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с проблемами в развитии, исходя из реальных возможностей детского сада и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников, психологическая диагностика функционирования семьи и определение её возможного потенциала ЗАДАЧИ ПМПк обнаружение и ранняя (с первых дней пребывания воспитанника в детском саду) диагностика отклонений в развитии; профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;выявление резервных возможностей развития воспитанника;определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в детском саду возможностей;подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие воспитанника, динамику его состояния. консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучениянаправление ребёнка на городскую или районную ПМПк. СОСТАВ ПМПк В состав ПМПк входят следующие работники детского сада:старший воспитатель;воспитатели группы, представляющие воспитанника на ПМПк;педагог-психолог;учитель-логопед;врач-педиатр;старшие медицинские сестры;социальный педагогВ необходимых случаях на заседание ПМПк приглашаются родители (законные представители). ДОКУМЕНТАЦИЯ Журнал записи на консилиумКарта развития ребёнка (выписка из истории развития, характеристика)График работыНормативные документыДневник динамики наблюдений Заключение специалистов Сведения об эффективности проведенной психолого–медико-педагогической работыМониторинг по результатам психолого–медико-педагогического сопровождения Карта - схема"Организация ПМПк" ОРГАНИЗАЦИЯ ПМПк Организация работы ПМПк по блокам: 7 основных этапов сопровождения ребёнка в рамках ПМПк. Первым этапом деятельности является сбор информации о ребёнке. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребёнка.Второй этап - анализ полученной информации.Третий этап - совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого "проблемного" воспитанника.Четвёртый этап - консультирование всех участников ПМПк о путях и способов решения проблем ребёнка. Пятый этап - выполнение рекомендаций.Шестой этап - анализ выполненных рекомендаций всеми членами ПМПк (Что удалось? Что не получилось? Почему?).Седьмой этап - дальнейший анализ развития ребёнка (Что мы делаем дальше?). ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ НАРУШЕНИЕСРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ НАРУШЕНИЯ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ ЗАИКАНИЕ ФОНЕТИКО –ФОНЕМАТИЧЕСКОЕНЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ФОНЕТИЧЕСКОЕНАРУШЕНИЯ РЕЧИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕРЕЧИ НАРУШЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗВУКОВ КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ НАРУШЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НАРУШЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙРЕЧИ РАССТРОЙСТВО ФОНАЦИОННОГООФОРМЛЕНИЯ НАРУШЕНИЕСТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДИСГРАФИЯ ДИСЛЕКСИЯ ДИСФОНИЯ БРАДИЛАЛИЯ ТАХИЛАЛИЯ ЗАИКАНИЕ ДИСЛАЛИЯ АФАЗИЯ ДИЗАРТРИЯ РИНОЛАЛИЯ АЛАЛИЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ КЛАССИФИКАЦИЙ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ № Клинико-педагогическаяклассификация 1 ФНР ДислалияДизартрияНарушение голосаринолалиа 2 ФФНР ДислалияДизартрияРинолалия 3 ОНР, НВОР Моторная; сенсорная алалияСенсомоторная алалияДизартрия Ринолалия 4 Нарушение в применении Средств общения Заикание ПолтернБрадилалия Тахилалия Психолого-педагогическаяклассификация МОДЕЛИ ДИАГНОСТИКИ Об утверждении клинического руководства « Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств» (Приказ Минздрава России от 6 августа 1999г № 311)Приложение « Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств» ( утверждено приказом Минздрава РФ от 6 августа 1999г № 311) МОДЕЛИ ДИАГНОСТИКИ F 80- F 89 расстройства психологического развитияF 80 – Специфические расстройства развития речи и языка.F 80.0- Специфические расстройства речевой артикуляции В данную группу включена дислалия (простая, сложная) МОДЕЛИ ДИАГНОСТИКИ F 80.1 Расстройство экспрессивной речи В данную группу включаются, следуя логопедической классификации: 1. Задержки речевого развития, проявляющиеся в общем недоразвитии речи ОНР 1-3 уровня. 2. Моторная алалия. 3. Моторная афазия МОДЕЛИ ДИАГНОСТИКИ F 80.2 Расстройство рецептивной речи В данную группу включаются:1. Сенсорная агнозия (словесная глухота); 2. Сенсорная алалия; 3. Сенсорная афазия МОДЕЛИ ДИАГНОСТИКИ F 80.8 Другие расстройства развития речи и языкаF 80.81 Задержка речевого развития, обусловленные социальной депревацией. МОДЕЛИ ДИАГНОСТИКИ F 81 Специфические расстройства развития учебных навыковF 81.0 Специфическое расстройство чтения:Оптические дислексии, моторные дислексии, фонематические дислексии, F 81.0 Специфическое расстройство спеллингованияОптические дисграфии, фонематические дисграфии, орфографические дисграфии, МОДЕЛИ ДИАГНОСТИКИ F 81.2 Специфическое расстройство арифметических навыковДискалькулия-специфическое нарушение обучения счёту. Проявляющееся в разных возрастах дошкольной и школьной популяцииF 82 Специфические расстройства развития моторной функции МОДЕЛИ ДИАГНОСТИКИ F 84 Общие расстройства психологического (психического) развитияF 84.0 Детский аутизм F 90 Гиперкинетические расстройстваF 90.0 Нарушения активности вниманияF 90.1 Гиперкинетические расстройства поведения МОДЕЛИ ДИАГНОСТИКИ F 94.0 Элективный мутизм F 98.5 Заикание ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯКАРТА РЕБЁНКА 1. Общие сведения о ребёнке и его семье2. Медицинское заключение о состоянии здоровья ребёнка3. Данные о сформированности культурно-гигиенических навыков4. Данные об игровой деятельности, мотивации, работоспособности, обучаемости, особенностях аффективно-личностной сферы5. Данные об уровне усвоения программного содержания по всем разделам 6. Итоговые выводы и заключения специалистов о динамике обучения и развития7. Индивидуальный план работы Коррекционно-педагогический блок ИНТЕГРАЦИЯ – процесс и результатсоздания неразрывно связанного, единого, цельного, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем. И.Д.Зверев В.Н.Максимова Наличие и продуктивность реализации образовательной и коррекционной программ дошкольного образовательного учреждения ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧИТЕЛЯ_ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕД ДЕТИ Фронтальныезанятия Индивидуальные Подгрупповые занятия РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ФОРМИРОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПИСЬМА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ВНИМАНИЕ ПАМЯТЬ ЗРИТЕЛЬНОЕ , СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ОТЧЁТ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Документация учителя-логопеда Речевые картыЗаключения ПМПК на каждого ребёнкаПерспективный план работы по взаимосвязи с педагогами ДОУПерспективный план работы учителя-логопеда на учебный годПланы фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятийТетрадь взаимосвязи с воспитателями логопедической группыМониторинг уровня усвоения учебного материала дошкольниками логопедической группыСетка занятийТетрадь для записей рекомендаций музыкальному руководителю, инструктору по физическому воспитаниюТетрадь для родителей ребёнка с индивидуальными рекомендациямиАналитический отчёт о результатах коррекционной работы Модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ Под моделью деятельности психологической службы в ДОУ понимается последовательность организационных форм работы педагога-психолога ( с учителем- логопедом, с воспитателями, родителями и детьми), обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса. Основные направления в работе учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ 1. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕЗадачи.- Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка 6-7 лет.- Выделение факторов риска, на основе полученных результатов обследования.- Составление общей карты развития ребенка.Предполагаемый результат:1. Совместный диагностический блок методик.2. Критерии факторов риска.3. Общая карта развития ребенка.2. Коррекционно-развивающее.Задачи.- Разработка интегрированного перспективного плана коррекционно-развивающих заданий.- Составление индивидуального плана каждого занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей развития ребенка.Предполагаемый результат:1.Интегрирован-ный перспективный план коррекционно-развивающих занятий.2. Эффективные методы и приемы взаимодействия специалистов.3. Аналитическое.Задачи.- Анализ динамики развития ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы.- Отслеживание эффективности коррекционно-развивающей работы. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1. Диагностическое.Предполагаемый результат:1. Лист динамики развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска.2. Критерии эффективности коррекционно-развивающей работы. Индивидуальные подгрупповые консультации для родителей и педагогов с целью оказания помощи проблемным детям. МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет! ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 1.Диагностическое2.Коррекционноразвивающее3.Информационно-консультативное. ЗАДАЧИ РАБОТЫ Оздоровительные Образовательно-воспитательные Коррекционные Укреплять костно-мышечный аппарат.Развивать дыхание.Развивать координацию движений и моторные функции.Формировать правильную осанку. Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.Формировать способность восприятия музыкальных образов.Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Развивать речевое дыхание.Развивать артикуляционный аппарат.Формировать просодические компоненты речи.Развивать фонематическое восприятие.Развивать грамматический строй и связную речь. Формы совместной деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя ВЗАИМОДЕЙСТВИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Принципы построения совместных занятий:1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии2. Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.3. Принцип всестороннего воздействия4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.5.Принцип наглядности.6.Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий. Взаимодействие учителя-логопеда с инструктором по физическому воспитанию 3 направления работы:- Диагностическое - Коррекционно-развивающее - Информационно - консультативное Задачи работы 1. Лечебно-профилактическая 2. Физкультурно-оздоровительная Здоровьсберегающие технологии Дыхательная гимнастика (комплекс упражнений по методике Стрельниковой)Комплексы упражнений, направленные на профилактику нарушений зренияСу Джок терапияКинезеологические упражнения (формирование и развитие межполушарного взаимодействия)АурикулотерапияКомплексы релаксационных упражнений ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Комплексы упражнений, направленных на развитие общей моторикиКомплексы упражнений, направленные на развитие мелкой моторики Элементы психогимнастики Речедвигательная ритмика Комплекс упражнений, направленный на развитие психических процессов Служба медицинского сопровождения Функциональные обязанности медицинских работников, обслуживающих детей в образовательных учреждениях, изложены в Приложении 2 к приказу Минздрава РФ и Минобразования РФ от 30.06.92 г. № 186/272 « О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в общеобразовательных учреждениях» сохранение и укрепления здоровья через диагностику, профилактику и реабилитацию детей: - сеансы ароматерапии, -витамино- и фитопрофилактика, физио- и магнитотерапия, лечебная физкультура, массаж. Старшая медсестра дошкольного учреждения осуществляет контроль за методикой физического воспитания, закаливанием детского организма, соответствием нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям, составляет лист здоровья каждого ребёнка. Цель работы с родителями: создание оптимальной системы оказания медико-психолого-педагогической помощи, соответствующей потребностям данного контингента детей и их семейсоздание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка Организация работы с родителями, содержание родительского всеобуча, формы работы с семьей представлены в Инструктивно-методическом письме Министерства образования РФ № 30-51-547/16 от 22.07.2005г. Коррекционная работа с ребенком, имеющим проблемы в развитии будет максимально эффективной только при условии активного включения родителей в этот процесс. Коррекционно-развивающая работа должна строиться по принципу совместно-разделенной деятельности. Одной из основных задач специалистов является передача своего опыта и функций семье и ближайшему окружению ребенка. З этапа работы ДиагностическоеИнформационноеОбучающее МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ 1. Информационные методы (информационные тексты, сообщения, лекции, собрания, семинары…)2. Проблемные методы (круглые столы, ролевые игры, детско – родительские мероприятия, дискуссии, семейные клубы, тематические недели семьи..)3.Психотерапевтические методы (сказкотерапия, релаксация…) Формы и методы деятельности Содержание и методы работы на каждом этапе определяются индивидуально-ориентированными программами, разрабатываемыми исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей детей с речевыми проблемами Формы взаимодействия с семьями воспитанников 1. Коллективная форма взаимодействия: родительские собрания, дни открытых дверей, анкетирование, тренинги, круглый стол, тестирования, экскурсии по детскому саду для вновь поступивших, вечер «вопросов и ответов», работа родительского клуба2. Индивидуальная: консультации, беседы, посещение родителями занятий, тетрадь для домашних заданий3. Наглядно – информационная: выставки детских работ, уголки краткой информации, фотовыставки, домашняя игротека, уголок полезной информации, проведение дней открытых дверей, детский сад в интернете  Принципы работы с родителями 1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я - концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).3. Принцип комплексности –помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте со всеми специалистами.4.Открытость и конгруэнтность (искренность) специалистов Карточка по выпуску 1. ФИО ребёнка2. Дата рождения3. ДОУ № 4. Срок обучения в логопедической группе5. Логопедическое заключение при поступлении6. Состояние речевых и двигательных функций (звукопроизношение, фонематический слух, Аналитико-синтетическая деятельность, ЛГС речи, слоговая структура, связная речь, общая и мелкая моторика, развитие внеречевых процессов)7.Рекомендации8.Примечания9.Учитель-логопед МДОУ Констатирующий этап Вся работа с детьми дошкольного возраста исходит из принципа «не навреди» и направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия, развития индивидуальности каждого ребенка (ориентация на потребности и возможности )