Презентация к уроку литературы в 8 классе Иван Алексеевич Бунин. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика.


ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях.Мастерство Бунина-рассказчика. ТЕМА УРОКА: ЭПИГРАФ УРОКА “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”И.А. Бунин ЛЮБОВЬСЧАСТЬЕ ЛЮБОВЬ – СЧАСТЬЕ, СЧАСТЬЕ – ЛЮБОВЬ. Цели и задачи урока: - познакомиться с основными этапами жизни великого писателя;- закрепить умение работать с художественной и справочной литературой; - развивать умение слушать, анализировать, выразительно читать;- поразмышлять о великом чувстве любви в рассказе “Кавказ”; развивать филологическое мышление; совершенствовать навыки монологического высказывания, работать над изобразительно-выразительными средствами языка и их ролью в тексте для раскрытия внутреннего состояния героев Бунин Иван Алексеевич (1870-1953) Отец: Алексей Николаевич Бунин Отец, Алексей Николаевич, помещик Орловской и Тульской губернии был вспыльчивый, азартный, более всего любящий охоту и пение под гитару старинных романсов. Мать: Людмила Александровна Бунина Мать Ивана Бунина была полной противоположностью мужу: кроткой, нежной и чувствительной натурой, воспитанной на лирике Пушкина и Жуковского и занималась, в первую очередь, воспитанием детей... Родился в старинной обедневшей дворянской семье. Детство Бунин провел в небольшом родовом имении в деревенской глуши Орловской губернии. В 1881-1886 Бунин учился в Елецкой гимназии, которую не закончил. Он очень тосковал по дому, плохо учился и после начавшегося нервного расстройства был взят домой. Брат Юлий Обучение Бунина продолжил его старший брат Юлий, отсидевший в тюрьме народник-чернопеределец, воспитавший в Бунине вольнолюбие и сострадание к обездоленным. Свои первые стихи и рассказы Бунин напечатал в 17 лет. После литературно-критической статьи о знакомом поэте-самоучке Бунин был приглашен на работу в редакцию газеты, где выполнял обязанности от корректора до театрального критика. Много ездил по стране и жил только литературным трудом. Он познакомился со многими писателями: Короленко, Куприным, Брюсовым, Горьким. К 30 годам Бунин уже стал известным писателем, знакомым с Чеховым, Рахманиновым, Шаляпиным. Рассказы "Танька", "Антоновские яблоки", сб. стихов "Листопад" и перевод "Песни о Гайавате" Г. Лонгфелло поражали художественно отточенным языком, виртуозностью и в то же время простотой, точностью, звуча как откровение. Нобелевская премия Его роман "Жизнь Арсеньева" получил в 1933 году Нобелевскую премию "за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер" Иван Алексеевич с Варварой Владимировной Пащенко. Сын Коленька Анна Николаевна Цакни В 1900 Бунин смог впервые уехать в заграничное путешествие. Никогда не имевший и не желавший иметь свой дом, он жил вечным странником, объездившим Европу, Азию, Ближний Восток и Африку, но всегда находившим место и время для литературной работы. Вера Николаевна Муромцева родилась в 1881 году и принадлежала к дворянской профессорской старой московской семье. Спокойна, рассудительна, умна, знала четыре языка, неплохо владела пером, занималась переводами... Иван Алексеевич Бунин умер 8 ноября 1953 года в Париже. Темные аллеи В 1937-1945 жил в крайней бедности, но писал рассказы, объединенные в книгу "Темные аллеи", которую Бунин считал "самой совершенной по мастерству". «КАВКАЗ» АРБАТ АРБАТСКАЯ ПЛОЩАДЬ «…была бледна прекрасной бледностью…», «…потрясало меня жалостью и восторгом…» ЭПИЗОДЫ ДЛЯ АНАЛИЗА Эпизод 1 «Вокзал. Отправление поезда» (стр.61-62)Эпизод 2 «Утро в поезде и прибытие на место» до слов «… горячие, весёлые полосы света» (стр.62-63)Эпизод 3 со слов «Когда жар спадал» (стр.63) до слов « …смотрела поздняя луна» (стр. 65) Найдите и выпишите слова, которые выражают: цвет,свет,говорят о пространстве,настроении героев, их ощущениях,какие звуки присутствуют в эпизоде?какова роль ИВС языка, стилистических фигур, синтаксических средств выразительности в эпизоде? Язык Бунина Первый эпизод Второй и третий эпизод Цвет Чёрно-белая гамма: грязно, чёрно, тёмный, белый Яркие , сочные цвета: подсолнечник, солнце (жёлтый), алые (мальвы), красные (чувяки), красное дерево, зелёные растения, фиалки, закат, пылали (облака), огненные мухи(чувство любви нарастает) Свет Мало света: блестели, сумрачно, тёмный свет фонарей Много света: сначала – мутные стёкла поезда, потом –солнечно, чисто, небо, светили топазовым светом огненные мухи, стеклянные колокольчики Прост-ран-ство Ограничено: надвинув на глаза шляпу, уткнув лицо в воротник, пробежал, запер дверь, маленькое купе Расширилось: сначала – ровная (степь), равнины, горы, позже – много деревьев, света, небо, море, туман, лес, горы, полосы света, газовый шарф (прозрачность), звёзды Настро-ение, ощущение Тревожное: (всё) замирало от тревоги и холода, отвратительный (вечер), (смотрел) напряжённее, похолодел от страха, оцепенение, ледяная рука Радостное: сначала – душно, далее – покой, мирно и ровно лежало море, радостно, весёлые (полосы света) Звук Глухие: сначала нет (всё замирало от страха), потом – шумно лил дождь, оглушил (звонок) Сильные, выразительные: барабан, песня РЕФЛЕКСИЯ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ МОГЛО БЫТЬ ЛУЧШЕ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Бунин и я. Что нового открыл я для себя?Размышления по поводу эпиграфа.